2.1. Классификация информационных систем, их роль в организации
В организациях имеются различные уровни управления, для которых нужны свои типы информационных систем. В свою очередь, соотношение ролей менеджеров и компьютеров в принятии решений также зависит от типов информационных систем. Информационные системы и организации имеют взаимное влияние друг на друга. С одной стороны, информационные системы должны присоединиться к организации, чтобы обеспечить необходимой информацией важные группы внутри организации. В то же время организация должна сознавать и открывать себя влияниям информационных систем, чтобы извлечь выгоду из новых технологий.
Информационная система(ИС) – сочетание оборудования (компьютеров), программного обеспечения, процедур, документации, форм и персонала, ответственного за ввод, движение, управление и дистрибуцию данных и информации. Как в любой системе, важно, чтобы компоненты ИС работали вместе. Компоненты должны быть совместимы, минимально избыточны, полны и хорошо согласованы друг с другом.
Информационные системы могут стать мощными инструментами для создания более конкурентоспособных и эффективных организаций. Информационные технологии могут использоваться, чтобы проектировать организации, трансформируя их структуру, область действия, средства сообщения и механизмы управления работой, трудовыми процессами, изделиями и услугами.
Таблица 2.1
Классификация информационных систем в организации
Признак классификации | Виды информационных систем |
1. Уровень управления | - системы стратегического уровня; - системы уровня управления; - системы уровня знания; - системы эксплуатационного уровня. |
2. Функциональная область | - ИС маркетинга; - Производственная ИС; - ИС бухгалтерского учета; - ИС финансов; - ИС человеческих ресурсов. |
Так как имеются различные интересы, особенности и уровни в организации, существуют различные виды информационных систем. Информационные системы можно классифицировать по различным признакам (см. табл. 2.1).
Стратегический уровень Управленческий уровень Уровень знаний Эксплутационный уровень Высшее руководство Средние менеджеры Работники знания и данных Управляющие операциями Маркетинг Производство Финансы Бухгалтерия Людские ресурсы
Рис. 2.1. Типы информационных систем
На рис. 2.1 организация разделена на уровни: стратегический, управленческий, знания и эксплуатационный, и функциональные области: маркетинг, производство, финансы, бухгалтерский учет и человеческие ресурсы. Различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем.
Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации, такими как продажи, платежи, кредиты и депозиты, поток материалов на предприятии. Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить поток транзакций через организацию.
Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем этого уровня состоит в том, чтобы помочь деловой фирме интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов.
Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и административные действия средних менеджеров.
Системы стратегического уровня – это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и деловом окружении. Их основное назначение – приводить в соответствие изменения в условиях деятельности с существующей организационной возможностью.
Информационные системы могут также быть дифференцированы функциональным образом. Главные организационные функции типа маркетинга, производства, бухгалтерского учета, финансов и человеческих ресурсов обслуживаются собственными информационными системами. В больших организациях подфункции каждой из этих главных функций также имеют собственные информационные системы.
Типичная организация имеет системы различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания и стратегическую для каждой функциональной области.
Рассмотрим определенные категории систем, обслуживающих каждый организационный уровень и их значение в организации. Организация имеет исполнительные системы поддержки выполнения – Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы – Management Information Systems (MIS); системы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; системы знания – Knowledge Work System (KWS); системы автоматизации делопроизводства – Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; системы диалоговой обработки запросов – Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.
Системы диалоговой обработки запросов (TPS) – основные деловые системы, которые обслуживают эксплуатационный уровень организации. Это компьютеризированные системы, которые выполняют и рассчитывают рутинные транзакции, необходимые для проведения бизнеса. На эксплуатационном уровне задачи, ресурсы и цели предопределены и высоко формализованы.
Системы работы знания (KWS) и системы автоматизации делопроизводства (OAS) обслуживают информационные потребности на уровне знаний организации. Системы работы знания помогают работникам знания, в то время как системы автоматизации делопроизводства, прежде всего, помогают обработчикам данных. Работники знания – это люди, обладающие учеными степенями, которые часто имеют такие профессии, как инженер, врач, адвокат и ученые. Их работа состоит, прежде всего, в создании новой информации и знания. Системы работы знания типа научных или инженерных рабочий станций (мест), а также автоматизированных рабочих мест (АРМ) способствуют созданию новых знаний и гарантируют, что новые знания и технический опыт должным образом интегрируются в бизнес. Обработчики данных состоят, прежде всего, из секретарей, бухгалтеров, делопроизводителей или менеджеров, чья работа должна главным образом использовать или распространять информацию.
Системы автоматизации делопроизводства (OAS) – информационные приложения технологии, разработанные, чтобы увеличить производительность труда обработчиков данных в офисе.
Управляющие информационные системы (MIS) обслуживают управленческий уровень организации, обеспечивая менеджеров докладами, в некоторых случаях с интерактивным доступом к текущей работе организации и историческим отчетам. Обычно они ориентируются почти исключительно на внутренние, не относящиеся к окружающей среде результаты. (MIS), прежде всего, обслуживают функции планирования, управления и принятия решений на управленческом уровне. Эти системы вообще негибки и имеют немного аналитических возможностей.
Системы поддержки принятия решений (DSS) помогают принятию решений управления, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользования программное обеспечение в единую, мощную систему, которая может поддерживать слабоструктурированное или неструктурированное принятие решений. (DSS) специализированны по специфическим решениям или классам решений типа маршрутизации, формирования очередей, оценки и т.д. и ориентированы на главных управляющих и средних менеджеров, на изменения, гибкость и быструю реакцию. Система поддержки принятия решений имеет три основных компонента: базу данных, модель и систему программного обеспечения.
ESS обслуживают стратегический уровень организации. Они ориентированы на неструктурированные решения и проводят системный анализ окружающей среды лучше, чем любые прикладные и специфические системы. ESS разработаны, чтобы включить данные относительно внешних результатов, но они также выбирают суммарные данные внутри MIS и DSS. Они фильтруют, сжимают и выявляют критические данные, сокращая время и усилия, требуемые, чтобы получить информацию, полезную для руководителей. ESS используют наиболее продвинутое графическое программное обеспечение и могут поставлять графики и данные из многих источников немедленно в офис старшего менеджера или зал заседаний. В отличие от других типов информационных систем ESS не предназначены для решения определенных проблем. Вместо этого ESS обеспечивают обобщенные вычисления и передачу данных, которые могут применяться к изменяющемуся набору проблем. ESS имеют тенденцию использовать меньшее количество аналитических моделей, чем DSS. Модель типичной исполнительной системы поддержки выполнения состоит из рабочих станций с меню, интерактивной графикой и возможностями связи, которые могут быть доступны исторические и конкурентные данные из внутренних систем и внешних баз данных.
Рис. 2.2 поясняет, как различные типы систем в организациях связаны друг с другом.
Рис. 2.2. Взаимосвязи среди информационных систем
TPS – обычно главный источник данных для других систем, в то время как ESS прежде всего получатель данных из систем низшего уровня. Другие типы систем могут также обмениваться данными друг с другом. Каждая организация должна самостоятельно решить, сколько и каких систем необходимо и как эти системы должны быть объединены. Связи между DSS и существующими TPS организации, KWS и MIS являются преднамеренно неопределенными. В некоторых случаях DSS тесно связаны с существующими общими информационными потоками. Однако часто DSS изолированы от главных организационных информационных систем. DSS имеют тенденцию быть автономными системами, разработанными для конечных пользователей – отделов или групп не под центральным управлением, хотя, очевидно, лучше, если они объединены в организационные системы, когда это функционально требуется. [3]
- В.А. Вишняков, а.П. Ковалев, с.Г. Щербакова
- Часть 8 ИнФормационное обеспечение и интернет маркетинг
- Введение
- 1. Понятие информации и информационных потребностей системы управления маркетингом
- 1.1. Понятия «данные», «информация», «знания», «информационная потребность». Свойства информации.
- 1.2. Маркетинговая информация. Классификация и сравнительный анализ видов маркетинговой информации
- 1.3. Источники маркетинговой информации
- 1.4. Информационное обеспечение маркетинговых решений на различных уровнях управления
- 1.5. Проблемы получения информации в условиях турбулентности маркетинговой среды
- 2. Маркетинговые информационные системы предприятия
- 2.1. Классификация информационных систем, их роль в организации
- 2.2. Маркетинговая информационная система (мкис) и ее связь с информационной системой предприятия
- 2.3. Структура маркетинговой информационной системы
- 2.4. Принципы создания и этапы проектирования маркетинговой информационной системы
- 3. Программное обеспечение маркетинга
- 3.1. Классификации программного обеспечения маркетинга
- 3.2. Характеристика программного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия Программа для автоматизации маркетингового учета, анализа и планирования Marketing Analytic
- Программа для разработки маркетинговой стратегии компании Marketing Expert
- Решение задач аудита маркетинга в программе Marketing Expert
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Еxpert
- Программа для автоматизации маркетингового анализа бэст-Маркетинг
- Серия программ, автоматизирующих отдельные участки маркетингового анализа и управления КонСи
- Программно-методический комплекс для маркетингового планирования и управления МаркетингМикс
- Маркетинговый план
- Аналитические инструменты Матрица bcg
- Матрица ge
- Прогнозирование
- Управление по целям
- Мониторинг маркетинговой деятельности
- Дополнительные разделы Энциклопедия маркетинга
- Демо-версии
- Модуль «Маркетинг» программного комплекса «Галактика»
- 3.3. Сравнительный анализ программного обеспечения маркетинга по функциональным возможностям
- 4. Современные технологии в информационном обеспечении маркетинга
- 4.1. Доступ к сети Интернет
- 4.2 Маркетинг с использованием баз данных
- 4.3. Управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, crm). Crm-системы
- 4.4. Обзор crm-решений
- 4.5. Новые технологии в обслуживания клиентов
- Сайты основных разработчиков crm-систем
- 5. Основы интернет-маркетинга
- 5.1. Основы методологии маркетинга в Интернет: основные понятия и определения
- 5.2. Современные концепции маркетинга
- 5.3. Обзор и анализ белорусского рынка Интернет-маркетинга
- 5.4. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- 5.5. Правовые и этические аспекты Интернет-маркетинга
- 6. Сетевая экономика и интернет маркетинг
- 6.1 Понятие и составляющие сетевой экономики
- 6.2 Интернет технологии в управлении и маркетинге
- 6.3. Применение новых технологий в маркетинговой деятельности
- 6.4 Трудовые отношения и платежи
- 6.5. Методы и пути интеграции предприятий в электронный рынок
- 6.6 Элементы знаний в маркетинговой деятельности
- 7. Маркетинговая деятельность предприятия на электронном рынке
- 7.1. Осуществление маркетинговой деятельности в среде Интернет
- 7.2. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- 1) Неизвестные размеры рынка
- 2) Пассивность потребителей
- 3) Незнание потребителей
- 7.3. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Особые характеристики цифровых информационных продуктов
- Виды электронных продуктов
- Стратегии создания новых товаров в сети Интернет
- Услуги на электронном рынке
- 7.4. Ценовая политика и Интернет
- 7.5. Система распределения и Интернет
- 7.6. Организация коммуникативной политики в Интернете
- 8. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в интернете
- 8.1. Баннерная и контекстная реклама в сети Интернет. Подходы к оценке эффективности рекламных кампаний Реклама как составная часть продвижения
- Виды и задачи рекламы
- Виды рекламных кампаний
- Реклама в Интернет
- История развитие рекламы в Интернет
- Особенности рекламы в Интернете
- Разработка рекламной программы в Интернет
- 1) Зачем понадобилась фирме реклама в сети Интернет
- 2) Потенциальные потребители продукции клиента
- 3) Задачи рекламной кампании в сети Интернет
- 4) О чем говорить в рекламе: о фирме или ее товаре
- 5) Какую аудиторию необходимо обеспечить
- 6) Как определить эффективность рекламы в Интернет
- Ценовые модели размещения рекламы
- Оплата по количеству показов
- Фиксированная оплата
- Оплата по количеству щелчков мышью
- Оплата по количеству посетителей
- Баннеры
- 8.2 Методы по стимулированию сбыта в Интернете. Основные средства e–mail–маркетинга. Реклама с использованием электронной почты
- Рассылка индивидуальных писем
- Использование списков рассылки
- Дискуссионные листы
- Реклама с использованием Конференций Usenet
- Web-конференции
- 8.3. Сравнительные преимущества различных видов рекламы в Интернет
- 8.4. Основные методы организации связей с общественностью в Интернете и их особенности. Интернет-Брендинг
- 9. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети интернет
- 9.1. Методика оценки эффективности системы маркетинга на основе Web-сервера
- Экономическая эффективность Оценка экономической эффективности
- Определение затрат
- Определение экономии
- Организационная эффективность
- Оценка интеграции с существующей информационной системой предприятия
- Оценка интеграции с существующей деятельностью предприятия
- Маркетинговая эффективность
- Эффективность источников привлечения посетителей
- Прочие затраты
- Расчет эксплутационных затрат
- Текущие затраты на потребляемую электроэнергию
- Заработная плата обслуживающего персонала
- Начисления на заработную плату
- Расходы на вспомогательные расходные материалы
- Сокращение документооборота
- Сокращение расходов на канцелярские принадлежности
- 9.3. Пример оценки эффективности рекламной кампании
- Разработка и продвижение сайта
- Реклама сайта
- Расчет экономической эффективности
- Экономическая эффективность рекламы в Интернет
- Эффективность баннерной рекламы
- Экономическая эффективность рекламной кампании
- 9.4 Пример расчета эффективности внедрения ip–телефонии
- 10. Методическое обеспечениен дисциплины
- Тема 4. Проектирование маркетинговой информационной системы
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 2. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в Интернет–маркетинге
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Раздел 3. Сайт как инструмента маркетинга: принципы построения и возможности
- Тема 3.1. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- Тема 3.2. Принципы построенияи функционирования Web–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 4. Особенности маркетинговой деятельности предприятия на электронном рынке
- Тема 4.1. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- Тема 4.2. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Тема 4.3. Ценовая политика и Интернет
- Тема 4.4. Система распределения и Интернет
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- Раздел 5. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в Интернете
- Тема 5.1. Реклама в сети Интернет
- Тема 5.2. Методы по стимулированию сбыта в Интернете
- Тема 5.3. Связи с общественностью в Интернете
- 10.2. Тематика практических, лабораторных занятий
- 10.3. Задания по кср
- Кср часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Тема 3. Структура маркетинговой информационной системы [кср, 2 Лк]
- Тема 7. Интернет как инструмент информационного обеспечения маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 8. Электронный бизнес [кср, 2 Лк, 2пз]
- Тема 10. Построение системы маркетинга предприятия на основе Web-сервера в среде Интернет [кср, 2 Лк]
- Кср часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Тема 3.2. Принципы построения и функционирования вэб–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- 10.4. Контрольные вопросы по дисциплине Перечень вопросов для подготовки к зачету часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- 10.5. Рекомендации по выполнению курсовой работы
- Литература Основная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Дополнительная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Используемаялитература
- Приложение 1 Характеристика crm-систем
- Приложение 2 Функции crm-систем
- Приложение 3 Сводная таблица crm-систем
- Приложение 4 Шаблон оформления листа задания на курсовую работу
- Задание
- Приложение 5 Рекомендации по содержанию сайтов
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина), предоставляющего туристические услуги:
- Рекомендации по содержанию сайта фитнес-центра (спортивного лечебно-оздоровительного центра):
- Рекомендации по подготовке контента сайта Медицинского центра по оказанию медицинских услуг:
- Рекомендации по подготовке контента сайта, посвященного оказанию услуг по организации корпоративных мероприятий и праздников:
- Рекомендации по содержанию сайта Учебно-методического центра:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже товаров народного потребления:
- Рекомендации по подготовке контента для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже парфюмерии и средств гигиены:
- Рекомендации по подготовке материалов для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже канцелярских товаров:
- Рекомендации по содержанию сайта по продаже мобильных компьютеров и мобильных телефонов:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже спортивных товаров и спортивного инвентаря:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже продуктов питания:
- Рекомендации по содержанию сайта по предоставлению банковских услуг:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже кондиционеров и отопительных приборов:
- Глоссарий основных терминов