Часть 8 ИнФормационное обеспечение и интернет маркетинг
Минск Изд-во МИУ
2006
УДК 33:681.3(075)
ББК 65.262
В55
Рекомендовано научно-методическим Советом Минского института управления
Рецензенты:
Голенков В.В. доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой ИИС Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники
Залесская Л.Е. кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления Высшего государственного колледжа связи
Вишняков В.А., Ковалев А.П., Щербакова С.Г.
В55 Информационный менеджмент: в 8 ч.Ч 8: Информационное обеспечение и Интернет маркетинг /Владимир Анатольевич Вишняков и др.; Минский институт управления.- Мн.: Изд-во МИУ, 2006.-250с.
ISDN985-6732-24-6 (ч.5)
Учебно-методический комплекс включает лекционный материал, тематику практических, лабораторных работ и методические разработки для заочников по изучению дисциплин «Информационное обеспечение и Интернет маркетинг» (для специализации «Маркетинг в электронной коммерции»). Приведены примеры использования маркетинговых систем и приложений в различных областях экономики, управления, дан расчет экономической эффективности от использования ИМС. Комплекс может быть полезен студентам других специальностей, слушателям факультета повышения квалификации, а также магистрантам и аспирантам.
УДК 33:681.3(075)
ББК 65.262
ISDN985-6732-25-5 (общ) © В.А. Вишняков,
А.П.Ковалев,
С.Г.Щербакова 2006
ISDN 985-6732-24-9 (ч.8) © МИУ, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ 6
1.1. Понятия «данные», «информация», «знания», «информационная потребность». Свойства информации. 6
1.2. Маркетинговая информация. Классификация и сравнительный анализ видов маркетинговой информации 9
1.3. Источники маркетинговой информации 11
1.4. Информационное обеспечение маркетинговых решений на различных уровнях управления 12
1.5. Проблемы получения информации в условиях турбулентности маркетинговой среды 13
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.1. Классификация информационных систем, их роль в организации 16
2.2. Маркетинговая информационная система (МКИС) и ее связь с информационной системой предприятия 19
2.3. Структура маркетинговой информационной системы 21
2.4. Принципы создания и этапы проектирования маркетинговой информационной системы 24
3. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА 30
3.1. Классификации программного обеспечения маркетинга 30
3.2. Характеристика программного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия 30
3.3. Сравнительный анализ программного обеспечения маркетинга по функциональным возможностям 46
4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ МАРКЕТИНГА 50
4.1. Доступ к сети Интернет 50
4.2 Маркетинг с использованием баз данных 59
4.3. Управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). CRM-системы 62
4.4. Обзор CRM-решений 70
4.5. Новые технологии в обслуживания клиентов 75
5. ОСНОВЫ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА 78
5.1. Основы методологии маркетинга в Интернет: основные понятия и определения 78
5.2. Современные концепции маркетинга 85
5.3. Обзор и анализ белорусского рынка Интернет-маркетинга 88
5.4. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия 92
5.5. Правовые и этические аспекты Интернет-маркетинга 103
6. СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ 107
6.1 Понятие и составляющие сетевой экономики 107
6.2 Интернет технологии в управлении и маркетинге 108
6.3. Применение новых технологий в маркетинговой деятельности 109
6.4 Трудовые отношения и платежи 113
6.5. Методы и пути интеграции предприятий в электронный рынок 115
6.6 Элементы знаний в маркетинговой деятельности 123
7. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭЛЕКТРОННОМ РЫНКЕ 126
7.1. Осуществление маркетинговой деятельности в среде Интернет 126
7.2. Маркетинговые исследования в сети Интернет 129
7.3. Товарная политика и рынок услуг в Интернете 136
7.4. Ценовая политика и Интернет 139
7.5. Система распределения и Интернет 142
7.6. Организация коммуникативной политики в Интернете 145
8. РЕКЛАМА, СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ 150
8.1. Баннерная и контекстная реклама в сети Интернет. Подходы к оценке эффективности рекламных кампаний 150
8.2 Методы по стимулированию сбыта в Интернете. Основные средства e–mail–маркетинга. 168
8.3. Сравнительные преимущества различных видов рекламы в Интернет 172
8.4. Основные методы организации связей с общественностью в Интернете и их особенности. Интернет-Брендинг 173
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 180
9.1. Методика оценки эффективности системы маркетинга на основе Web-сервера 180
9.2. Пример расчета экономической эффективности Web-сервера 183
9.3. Пример оценки эффективности рекламной кампании 193
9.4 Пример расчета эффективности внедрения IP–телефонии 205
10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕН ДИСЦИПЛИНЫ 211
10.1. Наименование тем лекций и их содержание 211
10.2. Тематика практических, лабораторных занятий 217
10.3. Задания по КСР 222
10.4. Контрольные вопросы по дисциплине 227
10.5. Рекомендации по выполнению курсовой работы 230
Литература 239
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Характеристика CRM-систем 242
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Функции CRM-систем 245
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица CRM-систем 247
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Шаблон оформления листа задания на курсовую работу 253
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Рекомендации по содержанию сайтов 254
Глоссарий основных терминов 266
- В.А. Вишняков, а.П. Ковалев, с.Г. Щербакова
- Часть 8 ИнФормационное обеспечение и интернет маркетинг
- Введение
- 1. Понятие информации и информационных потребностей системы управления маркетингом
- 1.1. Понятия «данные», «информация», «знания», «информационная потребность». Свойства информации.
- 1.2. Маркетинговая информация. Классификация и сравнительный анализ видов маркетинговой информации
- 1.3. Источники маркетинговой информации
- 1.4. Информационное обеспечение маркетинговых решений на различных уровнях управления
- 1.5. Проблемы получения информации в условиях турбулентности маркетинговой среды
- 2. Маркетинговые информационные системы предприятия
- 2.1. Классификация информационных систем, их роль в организации
- 2.2. Маркетинговая информационная система (мкис) и ее связь с информационной системой предприятия
- 2.3. Структура маркетинговой информационной системы
- 2.4. Принципы создания и этапы проектирования маркетинговой информационной системы
- 3. Программное обеспечение маркетинга
- 3.1. Классификации программного обеспечения маркетинга
- 3.2. Характеристика программного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия Программа для автоматизации маркетингового учета, анализа и планирования Marketing Analytic
- Программа для разработки маркетинговой стратегии компании Marketing Expert
- Решение задач аудита маркетинга в программе Marketing Expert
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Еxpert
- Программа для автоматизации маркетингового анализа бэст-Маркетинг
- Серия программ, автоматизирующих отдельные участки маркетингового анализа и управления КонСи
- Программно-методический комплекс для маркетингового планирования и управления МаркетингМикс
- Маркетинговый план
- Аналитические инструменты Матрица bcg
- Матрица ge
- Прогнозирование
- Управление по целям
- Мониторинг маркетинговой деятельности
- Дополнительные разделы Энциклопедия маркетинга
- Демо-версии
- Модуль «Маркетинг» программного комплекса «Галактика»
- 3.3. Сравнительный анализ программного обеспечения маркетинга по функциональным возможностям
- 4. Современные технологии в информационном обеспечении маркетинга
- 4.1. Доступ к сети Интернет
- 4.2 Маркетинг с использованием баз данных
- 4.3. Управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, crm). Crm-системы
- 4.4. Обзор crm-решений
- 4.5. Новые технологии в обслуживания клиентов
- Сайты основных разработчиков crm-систем
- 5. Основы интернет-маркетинга
- 5.1. Основы методологии маркетинга в Интернет: основные понятия и определения
- 5.2. Современные концепции маркетинга
- 5.3. Обзор и анализ белорусского рынка Интернет-маркетинга
- 5.4. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- 5.5. Правовые и этические аспекты Интернет-маркетинга
- 6. Сетевая экономика и интернет маркетинг
- 6.1 Понятие и составляющие сетевой экономики
- 6.2 Интернет технологии в управлении и маркетинге
- 6.3. Применение новых технологий в маркетинговой деятельности
- 6.4 Трудовые отношения и платежи
- 6.5. Методы и пути интеграции предприятий в электронный рынок
- 6.6 Элементы знаний в маркетинговой деятельности
- 7. Маркетинговая деятельность предприятия на электронном рынке
- 7.1. Осуществление маркетинговой деятельности в среде Интернет
- 7.2. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- 1) Неизвестные размеры рынка
- 2) Пассивность потребителей
- 3) Незнание потребителей
- 7.3. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Особые характеристики цифровых информационных продуктов
- Виды электронных продуктов
- Стратегии создания новых товаров в сети Интернет
- Услуги на электронном рынке
- 7.4. Ценовая политика и Интернет
- 7.5. Система распределения и Интернет
- 7.6. Организация коммуникативной политики в Интернете
- 8. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в интернете
- 8.1. Баннерная и контекстная реклама в сети Интернет. Подходы к оценке эффективности рекламных кампаний Реклама как составная часть продвижения
- Виды и задачи рекламы
- Виды рекламных кампаний
- Реклама в Интернет
- История развитие рекламы в Интернет
- Особенности рекламы в Интернете
- Разработка рекламной программы в Интернет
- 1) Зачем понадобилась фирме реклама в сети Интернет
- 2) Потенциальные потребители продукции клиента
- 3) Задачи рекламной кампании в сети Интернет
- 4) О чем говорить в рекламе: о фирме или ее товаре
- 5) Какую аудиторию необходимо обеспечить
- 6) Как определить эффективность рекламы в Интернет
- Ценовые модели размещения рекламы
- Оплата по количеству показов
- Фиксированная оплата
- Оплата по количеству щелчков мышью
- Оплата по количеству посетителей
- Баннеры
- 8.2 Методы по стимулированию сбыта в Интернете. Основные средства e–mail–маркетинга. Реклама с использованием электронной почты
- Рассылка индивидуальных писем
- Использование списков рассылки
- Дискуссионные листы
- Реклама с использованием Конференций Usenet
- Web-конференции
- 8.3. Сравнительные преимущества различных видов рекламы в Интернет
- 8.4. Основные методы организации связей с общественностью в Интернете и их особенности. Интернет-Брендинг
- 9. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети интернет
- 9.1. Методика оценки эффективности системы маркетинга на основе Web-сервера
- Экономическая эффективность Оценка экономической эффективности
- Определение затрат
- Определение экономии
- Организационная эффективность
- Оценка интеграции с существующей информационной системой предприятия
- Оценка интеграции с существующей деятельностью предприятия
- Маркетинговая эффективность
- Эффективность источников привлечения посетителей
- Прочие затраты
- Расчет эксплутационных затрат
- Текущие затраты на потребляемую электроэнергию
- Заработная плата обслуживающего персонала
- Начисления на заработную плату
- Расходы на вспомогательные расходные материалы
- Сокращение документооборота
- Сокращение расходов на канцелярские принадлежности
- 9.3. Пример оценки эффективности рекламной кампании
- Разработка и продвижение сайта
- Реклама сайта
- Расчет экономической эффективности
- Экономическая эффективность рекламы в Интернет
- Эффективность баннерной рекламы
- Экономическая эффективность рекламной кампании
- 9.4 Пример расчета эффективности внедрения ip–телефонии
- 10. Методическое обеспечениен дисциплины
- Тема 4. Проектирование маркетинговой информационной системы
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 2. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в Интернет–маркетинге
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Раздел 3. Сайт как инструмента маркетинга: принципы построения и возможности
- Тема 3.1. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- Тема 3.2. Принципы построенияи функционирования Web–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 4. Особенности маркетинговой деятельности предприятия на электронном рынке
- Тема 4.1. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- Тема 4.2. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Тема 4.3. Ценовая политика и Интернет
- Тема 4.4. Система распределения и Интернет
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- Раздел 5. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в Интернете
- Тема 5.1. Реклама в сети Интернет
- Тема 5.2. Методы по стимулированию сбыта в Интернете
- Тема 5.3. Связи с общественностью в Интернете
- 10.2. Тематика практических, лабораторных занятий
- 10.3. Задания по кср
- Кср часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Тема 3. Структура маркетинговой информационной системы [кср, 2 Лк]
- Тема 7. Интернет как инструмент информационного обеспечения маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 8. Электронный бизнес [кср, 2 Лк, 2пз]
- Тема 10. Построение системы маркетинга предприятия на основе Web-сервера в среде Интернет [кср, 2 Лк]
- Кср часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Тема 3.2. Принципы построения и функционирования вэб–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- 10.4. Контрольные вопросы по дисциплине Перечень вопросов для подготовки к зачету часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- 10.5. Рекомендации по выполнению курсовой работы
- Литература Основная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Дополнительная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Используемаялитература
- Приложение 1 Характеристика crm-систем
- Приложение 2 Функции crm-систем
- Приложение 3 Сводная таблица crm-систем
- Приложение 4 Шаблон оформления листа задания на курсовую работу
- Задание
- Приложение 5 Рекомендации по содержанию сайтов
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина), предоставляющего туристические услуги:
- Рекомендации по содержанию сайта фитнес-центра (спортивного лечебно-оздоровительного центра):
- Рекомендации по подготовке контента сайта Медицинского центра по оказанию медицинских услуг:
- Рекомендации по подготовке контента сайта, посвященного оказанию услуг по организации корпоративных мероприятий и праздников:
- Рекомендации по содержанию сайта Учебно-методического центра:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже товаров народного потребления:
- Рекомендации по подготовке контента для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже парфюмерии и средств гигиены:
- Рекомендации по подготовке материалов для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже канцелярских товаров:
- Рекомендации по содержанию сайта по продаже мобильных компьютеров и мобильных телефонов:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже спортивных товаров и спортивного инвентаря:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже продуктов питания:
- Рекомендации по содержанию сайта по предоставлению банковских услуг:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже кондиционеров и отопительных приборов:
- Глоссарий основных терминов