logo
ЭиУ

5.3. Обзор и анализ белорусского рынка Интернет-маркетинга

Использование Интернет мировым сообществом. Статистика и истории успеха о росте количества пользователей сети Интернет и объемов реализации товаров и услуг посредством электронной торговли имеются в большом количестве. Данные о популяции и количестве пользователей Интернет по состоянию на 1 мая 2005 года (по данным Miniwatts International, Inc) приведены в табл. 5.3. При этом количество пользователей продолжает стремительно расти, но, разумеется, в таких странах, как США, где количество пользователей мировой Сети составляет уже более 60% взрослого населения, в связи с наступающим насыщением темпы притока уменьшаются.

Таблица 5.3

Мировая популяция и использование Интернет

Регион

Популяция,

чел.

Количество пользователей Интернет, чел.

Удельный вес в %

к популяции

к региону

Африка

900465411

13468600

1,5

1,5

Азия

3612363165

302257003

8,4

34,0

Европа

730991138

259653144

35,5

29,2

Среднийвосток

259499772

19370700

7,5

2,2

Канада+США

328387059

221437647

67,4

24,9

ЛатинскаяАмерика

546917192

56224957

10,3

6,3

Океания

33443448

16269080

48,6

1,8

Итого по Миру:

6412067185

812931592

13,9

100,0

Демографический состав мирового Интернет-сообщества следующий:

Белорусская аудитория сети Интернет. До 2000 года таких исследований в Белоруссии вообще не проводилось. Но, начиная с 2000 года, компании активно начали собирать информацию о своих посетителях. Так, по исследованиям самого посещаемого в Белоруссии на сегодняшний день сайта – TUT.by по состоянию на октябрь 2005 года:

Ежемесячный личный доход пользователей Интернет в Белоруссии представлен на рис. 5.6.

Рис. 5.6.Удельный вес личного дохода белорусских пользователей Интернет в долларах за месяц

Особенности маркетинговой деятельности на электронном рынке в мире и в Республике Беларусь. Для успешного использования маркетинговых характеристик Интернет, компаниям необходимо оценить свое отношение к следующим факторам:

готовности к «сжатию» бизнес-процессов и увеличению скорости реакции на запросы клиентов – успешно действующие в электронном бизнесе компании должны избавиться от лишних процедур для создания доходного Web-проекта, для этого предприятию необходимо по-новому понимать и оценивать свои позиции в конкурентной борьбе;

совместной работе с большим количеством партнеров - электронный бизнес должен поддерживать комплекс отношений в динамике, которые выходят за рамки простых заказов и расчетов, при этом растущая конкуренция по всему миру заставляет предприятия объединяться, чтобы работать эффективнее;

переходу к индивидуальному обслуживанию (индивидуальной работе с "индивидуальным рынком") – компании, желающие выйти на электронный рынок, должны понимать, что обслуживание должно стать важнее товара: к потребителям и покупателям, к партнерам и сотрудникам требуется особый, индивидуальный подход;

наличию гибкости в подходе к бизнесу – предприятия должны переопределить свои позиции, если они стремятся создать прибыльную Web-структуру, для этого в настоящее время целые отрасли экономики подвергаются реструктуризации.

Кроме перечисленного, для эффективной маркетинговой деятельности компаниям необходимо понять, как электронный бизнес помогает создавать дополнительную потребительскую ценность, необходимую их клиентам.

В условиях усиления конкурентной борьбы и развития современных информационных систем больше шансов добиться успехов будет у тех организаций, которые имеют возможность оперативно получать всю необходимую информацию и быстро на ее основе принимать маркетинговые решения, поэтому ожидается расширение использования ресурсов Интернет-маркетинга в Республике Беларусь. Здесь, прежде всего, имеется ввиду проведение маркетинговых исследований (мониторинг рынков и анализ деятельности конкурентов, проведение опросов посетителей собственного сервера, тестирование нового продукта, исследование результатов телеконференций, использование данных опросов, проводимых на других серверах), поиск клиентов и партнеров, проведение рекламных кампаний, стимулирование сбыта, осуществление связей с общественностью, электронная коммерция.

Для сравнения: в Европе в настоящее время наблюдается тенденция к централизации и концентрации промышленных, торговых и других предприятий, сопровождающаяся развитием новых форм и способов взаимоотношений между филиалами одной и той же промышленной группы. Взаимный обмен информацией о клиентах между предприятиями в ближайшие годы будет полностью осуществляться через Интернет. Однако необходимо отметить, что это в первую очередь затронет торговый обмен между самими предприятиями и в меньшей мере — розничную торговлю, которая делает в этой области лишь первые шаги. Пока малые и средние предприятия (МСП) открывают сайты в Интернете не столько для организации торговли, сколько для обнародования информации о себе. Подтверждением этого могут служить приведенные в табл. 5.4 данные опроса МСП, чтобы выяснить, с какой целью создают в Интернете свои сайты МСП.

Как показывает мировой опыт, главными товарами, продаваемыми через Интернет, являются: информационное оборудование, программное обеспечение, путешествия, диски и одежда, а также книги, фото-, аудио- и видеопродукция, железнодорожные билеты.

В Республике Беларусь наиболее активно по Интернет реализуются книги, затем идут видеокассеты, компьютеры, телефоны, офисная и бытовая техника, услуги туристических фирм. Однако пока не наблюдается широкой и прибыльной торговли в белорусском сегменте сети Интернет.

Таблица 5.4

Цели создания сайтов МСП различных отраслей (в процентах к общему числу респондентов)

Цель создания сайта

Промышленность

Строительство

Транспорт

Торговля

Сфера услуг

Информация о предприятии

81

87

75

74

89

Предоставление услуг предприятиям-клиентам и поставщикам

52

57

52

54

62

Ведение электронной торговли

22

20

29

25

28

По данным западных аналитиков, бурное развитие Интернет–коммерции возможно при обеспечении доступа в сеть не менее 10-20% населения. Регулярная же аудитория белорусских Интернет–магазинов составляет не более нескольких тысяч человек. Наше отставание связано в первую очередь с тем, что в стране слабо развита телекоммуникационная инфраструктура (в том числе из-за наличия некачественных телефонных линий связи). Сказывается и очень низкая платежеспособность населения из-за низкого среднего уровня доходов. Кроме того, слабо налажена система оплаты товаров через Интернет. У подавляющего большинства потенциальных покупателей нет кредитных карт, и, кроме того, отечественные платежные системы еще плохо развиты. Важную роль играет и моральная неготовность людей делать покупки через Интернет. Не преодолено недоверие к Сети.

Анализ белорусского рынка Интернет-маркетинга. Эксперты Интернет-рынка Белоруссии, согласно обзору белорусского рынка Интернет-маркетинга от 30 ноября 2004 года на сайте  http://www.tutby.com/article/business/36.html, сходятся во мнении, что суммарные затраты белорусских компаний на Интернет-маркетинг в 2004 г. составили около 1 млн. долларов США, причем около 350 тыс. приходится на Интернет-рекламу, а остальное - на разработку сайтов белорусских предприятий и организаций. Судя по данным цифрам, можно отметить, что рынок данных услуг популярен.

В настоящее время на белорусском рынке информационных технологий по созданию сайтов и размещению информации (хостингу и колокэйшну) работают следующие крупные компании:

УП «Надежные программы» - tut.by;

Студия дизайна WebCom – Webcom.by;

УП «Активные технологии» - activemedia.by;

НТЦ "АТЛАС" - atlasWebstudio.ru;

РУП «Белтелеком» - belhost.by.

Хостинг – это услуга по размещению информации, баз данных, почтовых и других служб пользователя на виртуальном Web-сервере оператора в активном режиме. Co-location (колокэйшн) – услуга, представляющая собой физическое размещение сервера клиента на технологических площадях оператора (провайдера). Данная услуга предназначена для предприятий и организаций, создающих и сопровождающих инфокоммуникационные технологии (электронная торговля, порталы, форумы, поисковые системы и др.) или обменивающихся с партнерами посредством Интернет большими объёмами информации (базами данных, программным обеспечением и пр.)

Услуги по размещению информации делятся на две категории: платные и бесплатные. Компании (хостинг-провайдеры), предлагающие бесплатное размещение информации на своих серверах, обычно дают в пользование доменное имя второго порядка и показывают на таком сайте свою рекламу в виде баннеров или дополнительно всплывающих рекламных окон [58]. Гибкая тарифная политика позволяет подобрать оптимальное решение для размещения конкретного сайта конкретного предприятия.

Стоимость размещения и содержания сайта у белорусских хостинг-опреаторов варьируется от 1 до 40-50 у.е. в месяц в зависимости от набора поддерживаемых технологий и комплекса дополнительных услуг.

На сегодняшний день в Интернете порядка 15 000 белорусских сайтов, около 4 339 из них расположены в доменной зоне BY

Проанализировав предложения белорусских хостинг-компаний, можно выделить два основных типа хостинга по физическому размещению сервера:

- хостинг в пределах РБ;

- хостинг за пределами РБ.

Сегодня рынок услуг хостинга поделен между следующими крупными компаниями (табл. 5.5), работающими на рынке Республики Беларусь более 2 лет. Всего на рынке услуг хостинга на сегодняшний день более 15 компаний. Все перечисленные компании имеют свои собственные технические площадки, как в Белоруссии, так и за границей (в нескольких странах), кроме того, данные компании могут предоставлять хостинг на платформах: Unix и Windows.

Таблица 5.5

Компании, предоставляющие услуги хостинга на рынке РБ (в штуках)

Название компании

Домены, хостинг, площадки

Количество размещенных сайтов (более)

УП «Надежные программы»

tut.by, tutby.com

900

УП «Активные технологии»

active.by

500

УП «Экст Медиа»

extmedia.com

1900

РУП «Белтелеком»

belhost.by

300