logo
ЭиУ

6.6 Элементы знаний в маркетинговой деятельности

Вступая в электронный рынок, предприятие становится участником сетевой экономической деятельности. Новые формы организации и маркетинга затрагивают все стадии хозяйственной деятельности (от приобретения ресурсов до сбыта готовой продукции), если они протекают в условиях единого интегрированного экономического пространства (ИЭП). За последние 50 лет системы управления предприятием прошли следующие этапы развития [40]

• 1. Ориентация на продукт - 60 гг.

• 2. Ориентация на процесс и операции 80г

• 3. Ориентация на интегрированный процесс 90 гг

• 4. Парадигма глобального мнеджмента 2000 гг

Последний этап означает, что не только процесс, но и формы менеджмента на самом высоком уровне организации подвергаются реинжинирингу.

Знание понятия, направления. В западной культуре знание традиционно рассматривалось как предмет веры. Знание – это вера, которая при рациональном подходе оказывается истиной. Вместе с тем эпистемологи (философы, занимающиеся познанием ) признают различие между верой и знанием, поскольку вера может включать суеверия, предрассудки и догадки. Подходы к определению знания следующие: западный (основной элемент - вера), индийский (существуют источники знаний), китайский (поиск пути познания)

Существует 4 элемента концепций (различие факта и знания, зависимость знания от сознания, обусловленность знания другими знаниями, знание и субъект):

факты - свойства вещей, знания - свойства субъектов;

знание связано с умственной деятельностью;

цикл обучения и применения знаний;

для постижения, применения знаний необходимо активное существо.

• Разделение знаний привело к 1. превосходству «научных знаний»; 2. изолированности знаний; 3. утрате знаний работающими; 4.также организацией в целом.

• Фирмы ищут возможности реинтеграции знаний (сокрашения издержек и повышении эффективности, измеменение потребностей, знание - форма капитала)

• Знание - накопленный потенциал для действия, спосо-бность генерировать знание в организации снижает энтропию, т.е. неопределенности и риски

Индустрия информации и знаний. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие направления в сетевой экономике и .ориентации на знания.

Трансформация экономики от товаров к услугам;

Глобализация экономики - потребность в информации;

Глобальная конкуренция, региональные рынки объединяются;

Создание интеллекуальных систем преобразования и обработки информации;

Переход от централизованных оргструктур к распределенным предпринимательским;

Виртуальная организация, интеграция предприятий;

Экспертные системы для неопытных работников;

Технологии развлечений и образования на базе ИТ;

Знание против информации. Не следует отождествлять информацию и знания. Определение и систематика знаиий может быть сформулирована в следующих тезисах:

. Существует ли теория знаний

• . Знание как процесс

• . Реинжиниринг бизнес процессов

• Знание - ключевой элемент новой экономики, гиперконкуренции, парадигмы глобального менеджмента

• Богатство - капитал в виде человеческого ресурса и образования, а не природных ресурсов (как в России)

• Эра знаний - капитал знаний, работники знаний, системы поддержки знаний, упрвление знаниями (СКО), производство знаний

• Знание - целенаправленное координированное действие как отдельных работников, так и групп

• Данные и Электронная Обработка Данных

• Информация и системы для ее обработки (Management Informanion Systems)

• Системы и средства для обработки знаний – системы поддержки решений, (Decission Support Systems), экспертные системы (Expert Systems), нейронные сети (Neyron Nets)

• Следует также отметить взаимосвясь объектов и действий в процессе обработки знаний. Знание - способность к координированным действиям для достижения цели;

Новая модель бизнеса строится на знаниях.

Знание управляет возможностями предприятия;

Интеллектуальные активы ценятся выше материальных активов;

Потребители - источники знаний и их модернизации;

Корпорация знаний. Разделение знаний привело к 1. Превосходству «научных знаний», 2. изолированности знаний, 3. Утрате знаний работающими, 4.Также организацией в целом

Фирмы ищут возможности реинтеграции знаний (сокрашения издержек и повышении эффективности, изменение потребностей, знание - форма капитала)

Знание - накопленный потенциал для действия, способность генерировать новое знание в организации снижает энтропию, т.е. неопределенности и риски.

Среди корпораций знаний можно выделить 1. Обучающая 2.Гипертекстовая организации

3. Виртуальная.

Обучающие организации базируются на мастерстве, интеллектуальных моделях, коллективном мировозрении, групповом обучении, системном мышлении.

Гипертекстовая использует иерархию, включает команды, коммерческую систему, распределенную базу знаний.

Виртуальная организация имеет низкий уровень физической структуры, гибкие формы, основана на использовании ИТ, работа производится в любом месте, она мобильна и безгранична. Необходимо расширить пределы знаний, структуры компаний знаний, технологии и работы с потребителями

Наиважнейшая информация

1. Знание вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), и именно знание, а не труд, выступает источником стоимости.. В этих условиях необходим новый подход к экономике, который рассматривал бы информацию и знания, а не традиционные труд и капитал, в качестве решающих переменных перехода от постиндустриального общества к информационному.

2. В настоящий "коммуникационный" этап своего развития Интернет представляет собой электронное пространство для взаимодействия в экономике, которое получило название как «Интернет-экономика», «сетевая экономика».

3. Под электронной коммерцией (ЭК) будем понимать любую транзакцию, совершенную посредством сети связанных между собой компьютеров, по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования товаром или услугой .

4. В сетевой экономике традиционные бизнес процессы, такие как приобретение ресурсов, сбыт продукции, посреднические операции, разработка и внедрение инновационных процессов, маркетинг, трудовые отношения, платежные системы приобретают новое качество и постоянно требуют изменений.

5. Наиболее перспективными направлениями сетевой-экономики можно назвать следующие: венчурный капитализм и проектное финансирование; реклама в Интернет; предоставление финансовых услуг через Интернет; построение сообществ, нацеленных на ЭК (совместные порталы, аукционная торговля, потребительские клубы, торговые ряды и т.п.); разработка новых бизнес-процессов на основе развития Интернет технологий; развитие инфораструктуры для реализации электронного бизнеса.

6. Среди новых видов Интернет-технологий, применение которых ожидается в ближайшем будущем, большое влияние на сетевую экономику и Интернет маркетинг окажут:

a. средства групповой работы географически распределенных участников совместной деятельности, которые во многих случаях позволят экономить существенные средства, связанные с территориальным перемещением людей;

б. технология "интеллектуального (активного) агента", создающая эффект постоянного присутствия в сети информационного робота, запрограммированного своим хозяином на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск людей и организаций (отвечающих заданным критериям), на проведение определенной стадии переговоров с интеллектуальными агентами других участников экономики и т.п.;

с. цифровое вещание в Интернет. В соответствии с этой технологией информация транслируется в Интернет, не имея конечного получателя. Широкое распространение технологии вещания даст на основе непрерывной осведомленности о коньюктуре рынка техническую возможность для принципиального изменения понятия информированности субъектов хозяйственной деятельности.

7. Можно выделить следующие направления в сетевой экономике и ориентации на знания: трансформация экономики от товаров к услугам; глобализация экономики - потребность в информации; глобальная конкуренция, региональные рынки объединяются; создание интеллекуальных систем преобразования и обработки информации; переход от централизованных оргструктур к распределенным предпринимательским; виртуальная организация, интеграция предприятий; экспертные системы для неопытных работников: технологии развлечений и образования на базе ИТ.