logo
ЭиУ

6.2 Интернет технологии в управлении и маркетинге

Наиболее существенные техногенные изменения в мировой экономической системе конца 1990-х годов связаны с формированием новой информационной среды - системы глобальных сетей Интернет. Доходы компаний, занятых в Интернет-экономике США, в наиболее успешном 1999 году составили около 200 млрд. долл. В 1968 году в США был разработан стандарт электронного обмена данными между организациями - EDI (Electronic Data Interchange). Параллельные стандарты разрабатывались в Европе. С этого момента сетевая экономика становится базисом для новой формы деловой активности, которая называется "электронная коммерция" (англ. e-Commerce) и которая не может существовать вне сетевой экономики. Под электронной коммерцией (ЭК) будем понимать любую транзакцию, совершенную посредством сети связанных между собой компьютеров, по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования товаром или услугой

Появление Веб-технологий и рост масштабов Интернет поставили на повестку дня вопрос об использовании при проведении коммерческих операций более дешевых каналов Интернет. Был создан новый стандарт EDIINT (EDIFACT over Internet). В 1997 году появился еще один стандарт - OBI (Open Buying on the Internet). Главная идея стандарта OBI - ориентация на открытые системы. В стандарте декларируются принципы, которым должно соответствовать программное обеспечение для ЭК, поддерживающее открытые Интернет-стандарты. OBI опирается на EDIINT, но затрагивает значительно больший класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченными в полный цикл покупки-продажи-поставки.

Доход 10 крупнейших компаний США, ведущих бизнес в Интернет, за 2003 год составляет 27 % от общего дохода компаний в этой отрасли, что примерно соответствует распределению ролей и в традиционных видах коммерческой деятельности.

Продвижение как информационных, так и материальных товаров на электронном рынке требует специальных технологий. Во-первых, когда речь идет об электронном рынке, необходимо понимать, что по сути своей этот рынок - глобальный. Исчезновение информационных барьеров между локальными и региональными рынками потенциально дает предприятию возможность предложить свою продукцию и приобрести ресурсы для ее изготовления по всему миру. Но это абстрактная возможность, которую очень непросто использовать. В большом и плохо структурированном массиве информационных ресурсов, размещенных в Интернет, привлечь внимание покупателя или найти подходящего поставщика - трудная задача. В ее решении имеются специфические особенности по сравнению с традиционным рынком. Сдерживающими факторами являются не только несовершенство коммуникаций, но и устаревшие стереотипы хозяйственного мышления.

Примером стереотипного мышления является создание в Интернет электронных торговых центров, объединяющих разнородные товары и фирмы. При их создании не учтено, что в Интернет имеется возможность быстрого перехода от одного информационного ресурса к другому, поэтому объединение разнородных вещей на одном сервере теряет экономический смысл, в отличие, скажем, от реальных торговых центров, где объединение под одной крышей обусловлено экономией на торговых издержках, времени и т.п.

Наблюдаем, что предприятия, фирмы и компании, занятые в информационном и сетевом бизнесе, вынуждены прибегать ко все более сложным схемам для извлечения прибыли. В этом смысле показательны приемы, использованные компаниями Netscape и Microsoft в конкурентной борьбе, известной как "война браузеров". Подавляющее большинство ресурсов (если не считать X-сайты), размещенных на веб-узлах Интернет, бесплатны. Для доступа к веб-узлам потребитель должен обладать специальной программой - броузером. Обе компании предлагают на рынке свои версии этого продукта, причем речь идет о многомиллионной потребительской нише. Если отмеченные выше тенденции распространятся и на рынок нецифровых продуктов, то предприятия будут обязаны искать новые формы существования и управления для выживания в мире глобальной сетевой экономики.