logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа

Чтобы обеспечивать конкурентоспособность предприятия в современ­ных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудниче­стве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состоя­ние недостаточно для успешного функционирования предприятия и дос­тижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Эффективное использование резервов конкурентоспособности тре­бует систематического и наиболее полного их выявления. Эта задача мо­жет быть решена в ходе анализа всей деятельности предприятия, позво­ляющего измерить, сопоставить и определить величину этих резервов. Именно на основе такого анализа предприятие может выработать страте­гию деятельности по повышению собственной конкурентоспособности.

Анализ деятельности предприятия по повышению конкурентоспособ­ности предполагает оценку текущих результатов хозяйственной деятельно­сти через выяснение его потенциала (организованного, научно- технического, производственно технологического, социального, финансо­во-экономического), общих результатов его хозяйственной деятельности; финансового положения и платежеспособности; эффективности производ­ственной деятельности; степени адаптации к условиям хозяйствования за отчетный период (как правило, годовой) или на определенную дату.

Следует подчеркнуть, что анализ хозяйственной деятельности пред­приятия и анализ его конкурентоспособности имеют много общего.

Прежде всего, это проявляется в том, что при анализе конкурентоспособности невозможно обойтись без большой группы показателей, обычно используемых при проведении общего анализа производственно­хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности организации и его фи­нансовое положение. Однако главное при проведении финансового анали­за не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Для оценки внутренней конкурентоспособности предприятия на ос­нове метода финансового анализа можно использовать следующие груп­пы показателей:

Показатели прибылей и убытков (финансовые результаты).

Показатели активов и пассивов.

Показатели эффективности деятельности организации, характери­зующие рентабельность его деятельности и доходность вложений.

Показатели устойчивости, характеризующие степень независимости организации от внешних источников финансирования, изменения про­центных ставок, показатели платежеспособности, отвечающие на вопрос о том, способно ли организация расплатиться с текущими долгами, не наступит ли его банкротство в ближайшее время.

Подробный финансовый анализ организации необходимо проводить в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоста­вить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позво­ляет обратить внимание на "узкие" места в деятельности организации и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью организации.