logo search
ЭиУ

6.5. Методы и пути интеграции предприятий в электронный рынок

Очевидно, что бизнес-организации могут быть одновременно покупателями /потребителями и продавцами/производителями товаров или ресурсов. Розничный сектор ЭК часто называется электронной торговлей или сектором "бизнес-клиент" (англ. business-to-customer, B2C).. Для организации такой деятельности предприятию необходимо наличие четырех составляющих [43]:

• собственная ИС (система управления производством, система складского учета, бухгалтерия и т.д.);

• система взаимосвязи бизнес-процессов и Интернет-технологий (шлюз);

• виртуальная торговая площадка (Интернет-магазин), которая может быть создана, куплена или арендована;

• система взаимодействия с финансовыми организациями (платежная система).

В зависимости от идеологии предприятия оно может вести хозяйственную деятельность как в сфере B2C (если у предприятия есть ориентация на прямые продажи потребителям), так и в сфере B2B, если предполагается прямое взаимодействие между бизнес-процессами в разных организациях, то есть взаимодействие, организованное по транзакционной схеме в режиме реального времени. Наибольшие ожидания в ЭК связаны именно с сектором B2B (около 70%).

Принципиальным отличием создания единого ИЭП предприятия в среде Интернет является то, что эта задача становится доступной не только крупным корпорациям, но и среднему и малому бизнесу. При этом существуют возможности постепенной интеграции хозяйственной деятельности предприятий и организаций в электронную среду Интернет. Соответственно возникают диференцированные материальные, технические и людские затраты. Для подготовки более осознанного решения можно порекомендовать план действий, представленный в табл. 6.3.

Табл. 6.3. - Мероприятия по подготовке решений о вхождении в рынок ЭК

Описание

Затраты

Задачи управления

Этап 1. Пробное подключение

Выбирается один сотрудник, которому поручается работа в Интернет. Компания получает представление о потенциальных возмож-ностях использования Интернет в своей деятельности

Зарплата сотрудника; оплата доступа к Интернет; персональный компьютер; модем

Необходимо корректировать действия сотрудника

Этап 2. Подключение управления

Локальная сеть управленческого персонала подключается к Интернет. Использование Интернет становится нормой

Зарплата сервисному персоналу; допол-нительное аппаратное и программное сетевое обеспечение; маршрутизатор

Разработка внутри-корпоративной ин-струкции по использованию Интер--нет. Разделение приоритетов пользова-телей. Усиление внимания безопасности.

Этап 3. Создание сервера

Разработка и реализация концепции выхода предприятия на сетевой рынок. Интернет используется в полном объеме. Возможность торговли собственными знаниями, умениями, доступом к Интернет

Зарплата высокопро-фессиональному персоналу, обслуживающему сервер; услуги веб-студии; покупка или аренда сервера

Системы архивирования и контроля данных, обеспечения надежности и безопасности. Создание развитой бухгалтерской службы

Этап 4. Создание корпоративной информационной среды

Объединение предприятий, связанных производственными или коммерческими интересами, в корпоративную сеть

распределяются между партнерами в зависимости от степени их готовности

Создание новой управленческой структуры

Степень интеграции предприятия в среду Интернет определяет различные модели (табл.6.4) и формы ведения бизнеса в Интернет. В зависимости от того, какие бизнес-процессы реализуются в информационной среде различают: информационно-имиджевый сайт, рекламный сайт, торговый сайт, трансакционный сайт, межкорпаративный сайт.

Модель

Область применения

Критерий эффективности

Электронная витрина

Используется производителями или дилерами

Спрос на товар

Электронный каталог

То же √ при значительном объеме товаров от различных производителей

Ассортимент

Электронный аукцион

Аналог классического аукциона с использованием Интернет-технологий

Развитой и эффективный интерфейс

Электронный магазин

Аналог традиционного магазина, где различные фирмы выставляют свой товар

Известность товарного знака

Электронный рынок третьих фирм

Поставка электронных магазинов, хостинг и сопровождение виртуальных торговых площадей

Комплексность решений

Виртуальное сообщество

Производители (продавцы, покупатели) организуются по группам интересов

Экономия на инфраструктуре

Поставщики услуг

Поставка сервисов технологической цепочки ЭК (платежной системы, доставки товаров и т.д.)

Корпоративные интересы

Интеграция и консалтинг

Интеграция бизнес-процессов сторонних организаций и собственной или сторонней системы ЭК

Удовлетворение информационных, аналитических и консалтинговых потребностей

Полноценную систему электронной торговли отличает круглосуточное функционирование и ведение всего комплекса торгово-учетных операций в автоматическом режиме магазина.

Для обеспечения торгово-закупочных операций в автоматическом режиме от системы электронной торговли требуется выполнение следующих функций: создание и редактирование каталога товаров; ввод и модификация информации о товарах; управление запасами; обработка и анализ информации о покупателях, настройка индивидуальных профилей покупателей; оперативный контроль за состоянием Интернет-магазина в целом; предоставление статистической информации. Вхождение предприятия в сферу ЭК может потребовать существенного реинжиниринга технологий ведения бизнеса.

Определяем бизнес-процесс как совокупность технологических и организационно-деловых процессов, выполняемую целенаправленно в рамках заранее заданной организационной структуры. Для практической реализации процедуры реинжиниринга бизнес-процессов предлагается следующее разграничение бизнес-процессов:

• основные бизнес-процессы (определяют основное направление деятельности предприятия в соответствии со способами достижения цели создания предприятия, например производство продукции, сервисное обслуживание, посредническая деятельность, оказание услуг и т.п.)

• вспомогательные бизнес-процессы (процессы, связанные с решением внутренних задач предприятия по обслуживанию центральных бизнес-процессов),

• бизнес-процессы управления (планирование деятельности предприятия, организация производства, контроль),

• процессы бизнес-сети (взаимодействие с поставщиками и партнерами).

Однако интеграция бизнес-процессов предприятия в электронную среду - это только 30 % решения возникающих задач. Пожалуй, самое большое препятствие, возникающее перед компанией, которая пытается построить успешный электронный бизнес, бывает связано с внутренним менталитетом самой фирмы, с ее неспособностью принять стратегию ЭК или даже признать необходимость разработки такой стратегии.

Формирование единого ИЭП производителя и потребителя позволяет максимально учесть запросы и нужды потребителя еще до выхода продукции на рынок. В современной маркетологии появился даже термин "массовая подгонка" (англ. mass customization), использование которого позволяет корректировать свойства продукции для различных категорий потребителей или оптимизировать их на основе прочных и оперативных (почти партнерских) отношений с потребителем.

Современное понимание механизма электронного рынка приходит к тому, что на рынке нематериальных ценностей важнейшим ресурсом является внимание потребителей. Более того, в сетевой среде появляется возможность измерить такой новый ресурс, как внимание. (В Интернет-среде материальным выражением внимания потребителя может являяться загруженность сервера предприятия или компании - сетевой трафик.) Компании, которые смогли вовремя осознать этот факт, занимают прочное положение на электронном рынке. В сфере ЭК используется специальное выражение "торговля контентом". Это означает торговлю содержанием веб-сайта, а по сути дела - покупку-продажу внимания посетителей.

Любая созданная система ЭК предприятия является мощным маркетинговым средством и нацелена не только на корпоративную среду, но и на потенциальных партнеров, находящихся вне ИЭП предприятия. Интернет дает мощный инструмент для целевого воздействия на потенциальных партнеров. В таблице 6.5 приведены рекомендации по проведению некоторых базовых мероприятий, которые могут быть предприняты в целях продвижения предприятия в среде Интернет [40].

Табл. 6.5. - Маркетинговые технологии продвижения предприятия в Интернет

Принцип действия

Рекомендации

Стоимость

Регистрация в поисковых системах и каталогах

Предоставление информации по произвольному контекстному запросу

Спектр слов и словосочетаний, по которым можно найти сайт, должен быть хорошо продуман и достаточно широк. Все страницы должны быть проиндексированы. Особое внимание необходимо уделить краткой справке, выводимой поисковыми системами

Коммерческое использование поисковых систем и каталогов

Покупка права приоритетного показа страниц при запросе на определенные ключевые слова

Например, компания, производящая насосы может ⌠купить слова■ насос, осушение и т.п. Данный способ увеличивает количество обращений в 2√3 раза и привлекает целевую аудиторию.

http://www.rambler.ru/CPM$35http://www.yandex.ru/CPM $50http://www.aport.ru/CPM $30

Реклама на тематических сайтах

Фиксированное расположение баннера на главной странице сервера

Тематика сайта должна коррелировать с продукцией и профилем предприятия (например, моторные масла рекламируются на автомобильных сайтах). Можно также использовать сайты поисковых систем. Оптимальным решением является создание собственного контент-проекта

ixbt.stack.net - CPM $10 http://www.auto.ru/ - CPM $3 международные - CPM $30-$70

Баннерные сети

Большое количество сайтов, вовлеченных в цепь взаимных обязательств по показу баннерной рекламы

Стоимость показов обычно ниже на порядок, чем при прямом размещении баннеров; имеется возможность коррекции параметров рекламной кампании и получения статистики. К недостаткам относится непредсказуемость аудитории и низкая социально-деловая оценка

http://www.rle.ru/,http://www.bizlink.ru/,http://www.reklama.ru/- CPM $3-5http://www.doubleclick.net/$30-$60

E-mail маркетинг

Push-технология в почтовой среде Интернет

Одна из самых эффективных технологий для делового сообщества, так как непосредственно достигает конкретной группы пользователей

http://www.citycat.ru/ CPM $2 международные CPM $20-$25.

Обмен ссылками

Взаимное размещение ссылок на основе дружеских или партнерских отношений

Текстовая ссылка с положительной аннотацией эффективнее, чем баннер, который воспринимается как чистая реклама. Текстовая ссылка означает, что организация, разместившая ее у себя, действительно считает данный ресурс заслуживающим внимания

Рейтинги

Имиджевая и деловая оценка ресурса

Для рейтинга важно оптимальное размещение счетчика на странице и адекватное название сайта. Из российских рейтингов можно выделить Rambler Top100; List100 ; 1000 Stars. Из международных √ Hitbox (www.hitbox.com)

Партнерские программы

Партнеры размещают у себя ссылки на предприятие или на его продукцию

Для реализации партнерской программы необходимо иметь систему отслеживания покупок, систему оплаты комиссии, программу продвижения проекта

http://www.ozon.ru/ - 10 % прямой, 3 % за визит www.amazon.com - 15 % прямой, 5 % за визит

Офлайновое продвижение сервера

Упоминание сайта в традиционной рекламе

Адрес сайта стоит включить во всю печатную продукцию фирмы. Адрес должен быть ясным, запоминающимся и связанным с именем фирмы или ее деятельностью

В силу новизны использования Интернет-технологий в практике хозяйственной деятельности предприятий не существует рекомендаций, а тем более единой методики определения эффективности Интернет-проектов. Решение принимается в каждом конкретном случае в зависимости от реальных обстоятельств. Например, доход от оборота электронного магазина превышает расходы на его создание и поддержание, или размещение коммерческого предложения на сайте, стоимостью 5 тыс. долл. приносит заказ на 50 тыс. долл., или, благодаря верно разработанной стратегии продвижения предприятия в Интернет, появляются клиенты/покупатели в новых, перспективных регионах. Тем не менее можно выделить факторы формирования экономической эффективности любого Интернет-проекта (табл. 6.6).

Табл. 6.6. - Формирование экономической эффективности Интернет-проекта

Изменения в бизнесе

Механизм реализации

Увеличение ИЭП предприятия

Рост количества агентов, предпочитающих сетевые экономические взаимодействия (обмен информацией, получение услуг, приобретение товаров и т.д.) через Интернет по технологиям и стандартам предприятия

Активизация рекламно-маркетинговой деятельности

Появление целевой аудитории сайта предприятия. Размер целевой аудитории сайта, отнесенный к затратам по проекту, должен быть сопоставим с размером целевой аудитории специальных СМИ, отнесенным к стоимости рекламной кампании в них

Интенсификация информационной составляющей

Потенциальный покупатель или партнер получает доступ к деловой информации, объем и качество которой не уступает средней информации, получаемой при личной встрече с менеджером

Расширение потребительского рынка

Рост числа заказов, получаемых через Интернет, в том числе тех, которые предприятие не получило бы без Интернет (например, из других регионов)

Снижение издержек

Отсутствие торговых площадей, уменьшение численности персонала, снижение складских расходов

Повышение качества управления

Улучшение скоординированности и сбалансированности принимаемых решений

Повышение роли интеллектуальной составляющей

Оптимизация использования человеческого капитала за счет распределенной системы информационного обеспечения деятельности предприятия

Улучшение динамики адаптирования

Возрастающая скорость восприятия и реагирования системы управления предприятием на изменения ИЭС

Рост рыночной привлекательности предприятия

Увеличение капитализации предприятия (или отдельного Интернет-проекта)

Рост инвестиционной привлекательности предприятия

Использование инновационных бизнес-технологий и воздействие остальных факторов эффективности создают благоприятный инвестиционный образ предприятия

Если Интернет-провайдерство как вид хозяйственной деятельности имеет дело с агентами пассивными, с точки зрения сетевой экономики, то задача ЭК - вовлечь в сетевую экономику активных агентов, способных не только потреблять продукцию сетевой экономики, но и воспроизводить затраты и создавать новый продукт. Совершенно очевидно, что, как и в случае Интернет- провайдерства, необходимым условием стабильного существования рынка ЭК является наличие ясных технологий ее реализации, системы финансовых расчетов, решений по лицензированию, налогообложению и другим атрибутам обычного бизнеса.

Для отечественной действительности характерны следующие особенности среды реализации сетевых и корпоративных инновационных решений для предприятий реального сектора экономики:

• одностороннее развитие экономической базы регионов, так как предприятия создавались как звенья крупных народнохозяйственных комплексов, замкнутых, как правило, на одного потребителя - государство, что в рыночных условиях делает их особо уязвимыми;

• деформация социально-демографической структуры, так как планирование размещения производительных сил под вектор развития регионов в прошлые годы предопределило структуру их сегодняшней экономической базы, в том числе и наличие в высокоиндустриальных районах низкоэластичного ресурса - персонала наукоемких производств.

Эти два фактора делают задачу электронной кооперации предприятий особо актуальной,

С точки зрения инвесторов, на электронном рынке существует три категории экономических субъектов. Во-первых, это компании, чья бизнес-модель построена на инвестициях, а не на прямых доходах от ЭК. К этой категории относится большинство так называемых ".com"-компаний США, что создает определенные опасения относительно долгосрочной устойчивости рынка. Во-вторых, это компании, реально ведущие коммерческие проекты на базе новых возможностей Интернет. В связи с этим наиболее перспективными отраслями Интернет-экономики можно назвать следующие:

• венчурный капитализм и проектное финансирование;

• реклама в Интернет;

• предоставление финансовых услуг через Интернет;

• построение сообществ, нацеленных на ЭК (совместные порталы, аукционная торговля, потребительские клубы, торговые ряды и т.п.);

• развитие инфраструктурной поддержки ЭК ("во времена "золотой лихорадки" основные состояния делались не на кропотливом промывании песка, а на продаже лопат и промывочных лотков").

И, в третьих, это предприятия реального сектора экономики, которые рассматривают ЭК как перспективную инновационную технологию.

Можно отметить следующие особенности отечественного инвестиционного рынка в сфере Интернет-коммерции в начале десятиления:

• ожидания от Интернет-предпринимательства оказались явно завышенными, что при отсутствии активного фондового рынка заставляет реальных участников российского Интернет-рынка занять выжидательную позицию;

• анализ проектов по принципу возврата инвестиций не приемлем, так как новые Интернет-компании ведут борьбу за закрепление на электронном рынке и не рассчитывают на получение прибыли в краткосрочной перспективе;

• в условиях конкуренции среди инвесторов и ограниченного числа предпринимателей существуют тенденции к увеличению требуемых объемов инвестиций;

• среди потенциальных инвесторов нет явного лидера или группы лидеров, то есть рыночные условия практически одинаковы для всех;

• любые инвестиционные решения приходится принимать в условиях высокой скорости (несколько месяцев) старения информации.

Временный бум акций Интернет-компании, которые строят свой бизнес только на технологиях ЭК, должен превратиться в стабильный, неажиотажный спрос, так как значительную часть создаваемой в Интернет добавленной стоимости должны разделить потребители и производители (так, как это происходит в компаниях Ford и General Electric).

Основания для такого прогноза заключаются в том, что, во-первых, электронный рынок не контролируется ни национальными, ни транснациональными концернами и монополиями, а, во-вторых, емкость электронного рынка несоизмеримо выше сырьегого. Развитие средств коммуникаций, средств доступа и обработки данных создает новую стоимость, которая востребована и будет еще более востребована Интернет-сектором экономики. И дело не только в том, что совершенствование средств коммуникаций и информационного поля принятия решений снижают затраты и риски, а в том, что на современном этапе рыночной экономики они делают работу рыночных механизмов более эффективной: снижаются транзакционные издержки; в силу большей скоординированности хозяйства уменьшается омертвленный в товаре, производственных мощностях и сырье рисковый капитал.

В современном мире внедрение сетевых информационных технологий в практику экономической деятельности затрагивает самые разные аспекты ведения хозяйства. Однако все экономические субъекты, вступающие в рынок, основанный на сетевых технологиях, можно разделить по способу получения прибыли следующим образом:

1. Организации, предоставляющие товары и услуги, необходимые для реализации сетевых экономических отношений (фирмы-разработчики и продавцы компьютерной техники и программного обеспечения, системные интеграторы и консалтинговые фирмы, Интернет-провайдеры);

2. Организации, извлекающие прибыль за счет использования электронной среды сетевой экономики (рекламные агентства, веб-студии, информационные агентства, маркетинговые и консалтинговые фирмы);

3. Организации, использующие электронную среду для создания и расширения своего бизнеса и продвижения товаров (электронная торговля и деятельность в сфере бизнес-бизнес).

Предложенный в табл. 6.4 подход к формированию стратегии развития предприятий эффективен как для малых промышленных предприятий, так и для крупных объединений. При условии недостатка инвестирования предприятие может выбрать один из следующих низкозатратных вариантов вхождения в сетевой рынок:

• электронная витрина;

• электронный магазин;

• аренда виртуального торгового пространства;

• совместный проект в рамках кластера (в Интернет-среде региональная удаленность перестает быть препятствием интеграции).

Для крупных компаний - это новая возможность предоставления места на своем сервере малым предприятиям на условиях аренды, в целях получения партнерских скидок, в целях борьбы с конкурентами (путем виртуальной интеграции с максимально большим количеством поставщиков) или в целях комплексного удовлетворения запросов потребителя. В последнем случае малое предприятие, привлеченное на сервер крупной корпорации, должно предоставлять сопутствующие услуги или дополнительный товар.

Существуют оценки, что в ближайшие 10 лет почти 90 % бизнес-организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет-технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут иметь для основной части бизнеса достаточно большой интерес.

Среди новых видов Интернет-технологий, применение которых ожидается в ближайшем будущем, большое влияние на сетевую экономику окажут:

a. средства групповой работы географически распределенных участников совместной деятельности, которые во многих случаях позволят экономить существенные средства, связанные с территориальным перемещением людей;

b. технология "активного агента", создающая эффект постоянного присутствия в сети информационного робота, запрограммированного своим хозяином на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск людей и организаций (отвечающих заданным критериям), на проведение определенной стадии переговоров с интеллектуальными агентами других участников экономики и т.п. Данная технология позволит снизить информационную перегрузку участников сетевой экономики, повысить скорость и эффективность процедур установления контактов, проведения переговоров, поддержки соглашений и т.п.

c. цифровое вещание в Интернет. В соответствии с этой технологией информация транслируется в Интернет, не имея конечного получателя. Широкое распространение технологии вещания даст на основе непрерывной осведомленности о коньюктуре рынка техническую возможность для принципиального изменения понятия информированности субъектов хозяйственной деятельности. В этом преимущество постоянных агентов рынка, например бирж, над участниками разовых сделок, которые ориентируются на мнения других и аналитические данные.

На сегодняшний день в сфере использования дистанционных контактов между работодателями и исполнителями наблюдается активное развитие технических средств и формирование норм поведения сторон, адекватных новым возможностям. По некоторым прогнозам, к 2003 году в Европе ожидается более 15 миллионов дистанционных рабочих мест, а к 2007 году - до 40 миллионов.

Специалисты прогнозируют, что в ближайшем будущем для основной массы населения в странах с доминирующей сетевой экономикой жизнь станет дешевле и будет давать больше возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике. Следует также ожидать появления нового фактора социально-экономического неравенства: те, кто имеют лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, получат преимущества над остальными.