logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика

Социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, при котором достигается определенный баланс реализации основных интересов важнейших социальных групп общества, обеспечи­вается исторически обусловленный компромисс в реализации интересов главных субъектов социально — экономических процессов рыночного общества. Сущность этого типа отношений характеризуется следующими особенностями:

Во-первых, это отношение между социальными группами, классами, имеющими существенно отличающиеся социально-экономические инте­ресы, т.е., речь идет об отношениях между социальными общностями, интересы которых не совпадают в своей основе, общностями, которые могут слиться, образовать социальное единство. У каждой из этих общ­ностей свое назначение и вполне определенная общественная роль.

В обществе, основывающемся на рыночных принципах, возможны­ми социальными партнерами могут быть предприниматели, частные или ассоциированные собственники, главным социальным интересом кото­рых является получение прибыли, и наемные работники, лишенные соб­ственности, главный социальный интерес которых (как носителей и про­давцов своей рабочей силы) состоит в получении средств существования путем продажи своей рабочей силы. Естественно, что социальные инте­ресы этих классов не могут никогда слиться, и каждый из этих классов несет свой «крест» в обществе, выполняет свою, присущую только ему социальную функцию.

Во-вторых, социальное партнерство - это такое отношение между классами, при котором преследуется цель не совмещения интересов, что само по себе невозможно, а достижения, оптимального баланса в реали­зации этих интересов. Речь идет о создании такой экономической, соци­альной и политической ситуации, при которой предприниматель, собст­венник, может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, наемный работник получает достойные (по меркам своего об­щества, страны, времени) условия существования, реализации своих ко­ренных социальных интересов.

В-третьих, социальное партнерство - это обоюдовыгодное, обоюдонеобходимое взаимодействие между этими классами, в котором объективно заинтересованы каждая из сторон. Именно поэтому социальное партнерство есть отрицание, альтернатива всякой диктатуре (личности или класса). С другой стороны, социальное партнерство, по самой своей сути, связанное с договором, соглашением, между партнерами, взаимны­ми, разумными уступками, противоречит социальному соглашательству, т.е. постоянным, принципиальным уступкам одного класса другому.

Социальное партнерство - это шаг к реализации прав трудящихся через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных групп: работодателей и наемных работников

Наиболее полно идеи социального партнерства разработаны и во­площены в жизнь в теоретической и практической деятельности Между­народной организации труда (МОТ). Эта старейшая международная ор­ганизация, возникшая в 1919 г. за десятилетия своего существования не только создала развернутую концепцию социального партнерства, но и по существу стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда. С этого времени и сам термин «социальное парт­нерство» получает официальное гражданство и вводится в широкий на­учный оборот.

Одной из важнейших функций МОТ является осуществление нормо­творческой деятельности в области трудовых отношений. За годы своего существования она приняла большое число нормативных документов, которые в сумме составляют нечто вроде Международного кодекса тру­да: это свод 181 Конвенцией и 188 Рекомендаций МОТ.

В Кодексе дана развернутая правовая основа социального партнер­ства в виде конкретных правовых норм, содержащихся в специальных юридических актах - Конвенциях и Рекомендациях МОТ. В них заложе­ны основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства. Правовой аспект Международного Кодекса труда может быть вкратце сведен к следующим моментам:

Эти важнейшие черты Международного Кодекса труда составляют правовую идеологию социального партнерства. Конвенции МОТ касают­ся таких вопросов, как свобода объединений, право на коллективные пе­реговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные догово­ры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и национальном уровнях.

Субъектами социального партнерства как определенного типа соци­ально — трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отноше­ния по вопросу купли - продажи рабочей силы. Субъектами же системы социального партнерства, т.е. людьми носителями, олицетворяющими и реализующими в своей практической деятельности ее задачи и принципы, являются представители работников, их органы и организации, работода­тели и их представители, их органы и организации, органы государствен­ной и муниципальной исполнительной власти, их представители.

В рамках системы социального партнерства все ее субъекты высту­пают в качестве независимых и равноправных сторон. Этот «треуголь­ник» в мировой практике получил название «трипартизм», что в переводе означает «три части».

Профсоюзы.

Самым главным делом профсоюзов следует признать выполнение ими функций представительства и защиты законных прав и интересов грудящихся: охрана прав, недопущение административного произвола в отношении работников, улучшение условий их труда и быта и т.д.

Защитная деятельность профсоюзов трудоспособных граждан во всем мире охватывает три основные направления: занятости, оплата туда и условия труда.

Предприниматели (работодатели).

Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательских ассоциаций в качестве равноправной стороны договора.

Объединения предпринимателей играют очень важную роль на рын­ке труда. Они выступают здесь, прежде всего, в качестве основного соци­ального партнёра профсоюзов трудящихся.

Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес большую прибыль. А этого можно достичь лишь при стабильном, устойчивом со­стоянии коллектива, региона, отрасли и общества. Поэтому российский предприниматель заинтересован в социальном партнерстве, как инстру­менте социального мира. Для него опасна ситуация политической кон­фронтации. Любой предприниматель непосредственно заинтересован в том, чтобы избежать острых социальных конфликтов, так как они сводят на нет его главную экономическую цель — получение прибыли.

Именно государство объединяет всех граждан страны и способно представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества.

Место государства в социальном партнерстве определяется не толь­ко его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (по­средника).

Государство продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство выступает как равноправная сто­рона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами соци­ального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений.

Далее, роль государства заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее, важно систематически внедрять нормы международного права, рати­фицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих льготные условия для работников и работодателей по сравнению с существующим россий­ским законодательством.

Эти функции государства должны быть отделены от его функций как посредника, арбитра в социальном партнерстве. Государство должно отка­заться от политического давления в отношении двух других партнеров в системе «трипартизма». Вмешательство государства в их отношения пред­ставляется лишь в тех случаях, когда той или иной стороной трудовых от­ношений нарушается трудовое законодательство, когда обе конфликтую­щие стороны не могут выработать компромиссного решения, когда дос­тигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам.