logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

Англо-американская модель корпоративного управления.

Структура управления корпорацией определяется несколькими фактора­ми: законодательством и различными нормативными актами, регули­рующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества.

Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), пра­вительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, кон­салтинговые фирмы.

Законодательная база в англо-американской модели. В США федеральное агентство, Комиссия по ценным бумагам и биржам, регулиру­ет деятельность рынка ценных бумаг, устанавливает требования к рас­крытию информации, а также регулирует отношения «корпорация - акционеры» и «акционеры - акционеры».

В Великобритании законодательные рамки корпоративного управле­ния устанавливаются Парламентом и могут регулироваться правилами та­ких независимых организаций, как, например, Коллегия по ценным бума­гам и инвестициям, отвечающая за контроль за рынком ценных бумаг.

Японская модель корпоративного управления. Характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров; банковская система отличается прочными связями «банк - корпора­ция»; законодательство, общественное мнение и промышленные структу­ры поддерживают «кейрецу», (т.е. группы корпораций, объединенных со­вместным владением заемными средствами и собственным капиталом).

Ключевыми участниками японской модели являются: главный банк, связанная с корпорацией (аффилированная) корпорация или кейре­цу, правление и правительство.

Законодательная база японской модели. Правительственные министерства во главе с Министерством финансов и Министерством между­народной торговли и промышленности осуществляют контроль за дея­тельностью

дея­тельностью корпораций. Главные регулирующие органы: Бюро ценных бумаг Министерства финансов и Комитет по надзору за фондовыми бир­жами, учрежденный при Бюро в 1992 г.

Немецкая модель корпоративного управления. Существуют три основных особенности немецкой модели:

Ключевые участники немецкой модели. Немецкие банки и в мень­шей степени немецкие корпорации.

Законодательная база немецкой модели. Федеральные и местные (земельные) законы оказывают влияние на структуру управления акцио­нерными обществами. Федеральные законы включают в себя законы об акционерных обществах, законы о фондовых биржах, коммерческие за­коны, а также законы о составе наблюдательных советов.