7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
Понятия управление и лидерство - это не одно и то же, но они органически взаимосвязаны. Суть их взаимосвязи в том, что лидерство является важным аспектом управления.
Изучение опыта различных организаций - производственных, коммерческих, учебных, исследовательских и т.д., показывает, что способность быть лидером является одним из ключевых условий для того, чтобы стать хорошим руководителем. Настоящий руководитель должен уметь использовать все возможности, которые предоставляет ему должность, не только для объединения людских, материальных и финансовых ресурсов ради достижения групповых целей, но и для того, чтобы четко
Лидерство - способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижение целей. Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера- администратора.
Классические администраторы обычно выступают в пассивной роли, организуя работу по достижению целей, поставленных, как правило, другими, направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами.
В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом. В отличие от администратора они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, кто следует за ним, делают это не по обязанности, а из доверия и являются по отношению к лидеру не подчиненными, а последователями. Должность формально создает для человека необходимые предпосылки для того, чтобы быть лидером, но автоматически таковым его не делает (тем не менее, лидерами чаще становятся лица с высоким общественным статусом, хотя и необязательно руководители).
Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью.
Осуществлять лидерство - значит, вести за собой людей, руководить ими, направлять их и быть впереди. Настоящий лидер не стоит позади группы, чтобы подталкивать и подгонять ее; он становится впереди нее, прокладывая путь, облегчая движение вперед и вдохновляя на достижение намеченной цели. Каждая группа людей, работающая е полной отдачей и высокой степенью эффективности, имеет во главе человека, владеющего искусством лидерства. Это искусство включает в себя, по крайней мере, четыре компонента:
умение лучше других видеть цель совместной деятельности группы:
способность понимать, какие мотивы движут людьми в разное время и в различных ситуациях;
способность вдохновлять людей на достижение целей;
способность действовать так, чтобы создавать в группе атмосферу для возникновения мотиваций, содействующих эффективному достижению групповых целей.
В группе лидер может выполнять роль политика, определяющего цели, координатора, эксперта, арбитра, представителя, образца для подражания, носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»), символа. В большинстве случаев он также «отец семейства», источник ценностей и норм.
Существует два типа лидеров: инструментальный в деловых отношениях и экспрессивный в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек).
Инструментальный лидер в коллективе, общий уровень которого ниже среднего, чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей.
Экспрессивный же лидер является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять эмоциональное напряжение, чем повышает эффективность работы.
Экспрессивный и инструментальный лидеры, как правило, разные .люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.
Поскольку лидер отражает интересы коллектива в целом, он следит, чтобы действия каждого из его членов не подрывали групповое единство.
В необходимых случаях он вступает даже в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам коллектива, причем прямое давление на лидера усиливает сплочение коллектива и активизирует его противостояние руководству.
Считается, что в конфликтной ситуации при наличии возможности с неформальным лидером лучше идти на компромисс.
Быть менеджером и быть лидером в организации - не одно и то же. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, т.к. лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.
Менеджер и лидер - понятия абсолютно различные: менеджер - это должность, а лидер - признание группы; менеджер по сути - исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров, других менеджеров), лидер же - всегда инициатор и инноватор.
Попробуем отметить основные черты, по которым различаются понятия «менеджер» и «лидер»:
Менеджер - человек, направляющий работу других и несущий персональную ответственность за ее результаты; - имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям, они кем-то устанавливаются; - строит свои отношения с подчиненными соответственно тем ролям, которые они выполняют в формальном процессе принятия решения; - обеспечивает достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.
Лидер — человек, воодушевляющий людей и вселяющий энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего; - сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношения людей к делу; -он троит свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их; - подбирает людей, которые понимают и разделяют взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении.
Формальный лидер в литературе и реальной практике называется Руководителем. Определен круг его функций, он назначается извне вышестоящим руководством и получают соответствующие властные полномочия. В системе неформальных отношений стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый Лидером. _ Он выдвигается из числа окружающих его людей. Он как бы «один из нас». Его санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде не зафиксировано.
Таким образом, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства - психологический.
При всем разделении руководства и лидерства, между этими феноменами много общего: -оба они являются средством координации, средством управления: - оба реализуют процессы социального влияния в коллективе; - обоим присуща субординация отношений.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.