logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития

Для начала необходимо определиться с самим понятием термина внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды.

Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического тана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.

Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных гроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить преж­ние угрозы в разного рода выгодные возможности.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия.

Часто для анализа макросреды используется методика PEST - анализа. Термин «PEST» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политиче­ских факторов.

Таким образом, PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления:

о социальных (Society),

« технологических (Technology)

аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию ком­пании.

Важным при проведении PEST - анализа является требование сис­темности стратегического анализа каждой из четырех указанных компо­нент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвя­заны.

Анализ внешней среды организации позволяет руководителю объек­тивно смотреть на положение своей организации на рынке. Имея доста­точное количество информации о среде, можно планировать развитие и расширение своего бизнеса в перспективе.