logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.

  1. Экономические методы управления.

Экономические методы управления – это способы и приёмы воздей­ствия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения лю­дей и использование их экономических интересов.

Экономические методы управления представляют собой конкретный механизм сознательного использования на практике объективных экономических законов. Содержание экономических методов управления со­стоит в целенаправленном воздействие на экономические интересы лич­ности, коллектива, государства, в целях достижения наилучших резуль­татов их функционирования с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Так, категория заработной платы может рассматриваться как один из важнейший экономических рычагов, дейст­вующих на уровне личности отдельного работника. На уровне коллекти­ва таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность, на уровне общества - фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность произ­водства и т.д.

  1. Организационно-распорядительный метод управления

Организационно-распорядительный метод включает способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на осно­ве силы и авторитета власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п.

Организационно-распорядительные методы управления устанавли­вают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и ис­полнителя, а также каждого звена и уровня управления. Они должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников ап­парата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.

Основой этих методов являются организационные отношения, объ­ективно существующие в любом обществе, любой социально- экономической системе. На их основе формируются многообразные от­ношения управления. Реально любые организационные отношения - это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.

Организационно-правовые методы управления предполагают:

  1. Социально-психологический метод управления

Социально-психологический метод управления представляет собой механизм воздействия на органы управления (коллективы) и людей через социально-психологические интересы. Методы формирования и исполь­зования общественного и индивидуального сознания, социальной актив­ности, основываются на общественно значимых морально-этических ка­тегориях и ценностях, что в совокупности и является сущностью соци­ально-психологических методов управления.

Основными показателями социально-психологического климата тру­дового коллектива являются стремление к сохранению целостности груп­пы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, откры­тость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Особенности психологического климата влияют на производствен­ные, социальные и социально-психологические процессы во всей органи­зации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологи­ческий во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке.

Существуют различные модели коммуникации, содержащие различ­ное количество цепочек, ключевых моментов. Наиболее часто рассмат­риваемыми являются:

  1. Линейная модель. Предложена американским математиком Кло­дом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информа­ции, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, располо­женные в линейной последовательности. В дальнейшем она была расши­рена понятием обратной связи.

  2. Функциональная модель Р. Якобсона. В модели коммуникации участвуют адресант и адресат. От первого ко второму направляется со­общение, которое написано с помощью кода, контекст в модели связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие кон­такта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

  3. Процессуальная модель. Процесс влияния одного индивида на по­ведение или эмоциональное состояние другого.

  4. Семиотическая модель. Рассматривает коммуникацию как процесс производства и изменения смысла.