logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)

Появление инноватики берет отсчет с того времени, когда научные знания стали более или менее активно использоваться в практической .цельности. Ещё в 18в французский просветитель Жан Кондоре обратил внимание на прогресс науки, он отметил, что взаимное влияние науки и промышленности есть могущественная причина совершенствования человеческого рода.

Одним из первых, кто дал толчок началу серьёзных исследований инноваций и их роли в экономическом развитии был Н. Кондратьев. Он непосредственно не занимался инновационными вопросами, но рассмотрение им больших циклов конъюнктуры длинных волн инициировало исследования о причинах этих циклов и их продолжительности. В каче­стве наиболее важной из них были названы инновации. Идеи Кондратье­ве во многом были использованы австрийским экономистом Йозефом Шумпетером. Без преувеличения можно сказать, он является родоначальником теории инновационных процессов в современной её трактовке. Он рассматривал в своей работе (1939 г.) «Экономические циклы но­вовведения как изменения в технологии и управлении, как новые комби­нации использования ресурсов».

Видное место среди ученых — экономистов, исследующих проблемы нововведений занимает немецкий ученый Герхард Менш. Он пытался увязать темпы экономического роста и цикличность с появлением базис­ных нововведений «когда базисные нововведения исчерпывают свой по­тенциал, возникает ситуация технологического пата, определяющая за­стой в экономическом развитии. Промышленное развитие — это переход от одного технологического пата к другому. Г. Менш предложил свою классификацию нововведений. Он выделил 3 группы — базисные, улуч­шающие и псевдоинновации. Процесс движения от одного пата к друго­му сопровождается переходом от базисных нововведений к улучшающим и псевдоинновациям.