logo search
641

Глоссарий

Амортизация ‑ процесс перенесения постоянного капитала (материальных и нематериальных активов) по мере износа на производимый с его помощью готовый продукт и услуги. Используется для возмещения изношенных средств труда.

Анализ безубыточности ‑ расчет критических объемов сбыта (расчет пороговой прибыли), при которых доходы равны затратам. Если объем сбываемой продукции будет больше, то фирма будет получать прибыль.

База знаний ‑ совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области и формально представленных таким образом, чтобы на их основе можно было осуществлять рассуждения. Базы знаний чаще всего используются в контексте экспертных систем, где с их помощью представляются навыки и опыт экспертов, занятых практической деятельностью.

Банк данных ‑ совокупность информации, сконцентрированной в определенной структуре и определенном месте.

Бюджетное финансирование ‑ предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета для полного или частичного покрытия расходов.

Бюджет предприятия ‑ прогноз финансового положения предприятия в течение определенного периода (расчет затрат и потребностей).

Денежный поток ‑ разница между всеми наличными поступлениями и платежами компании; отражает способность предпринимателя выполнять текущие обязательства.

Инвестиции ‑ вложения свободного капитала компаний в хозяйственную деятельность, в ценные бумаги с целью получения дохода, превышающего израсходованные средства, или установление контроля над инвестируемым объектом. Могут быть краткосрочными (на срок до одного года) и долгосрочные. По видам в бухгалтерском учете подразделяются на инвестиции в акции и займы, предоставляемые другими фирмами. По объектам вложений выделяют инвестиции в дочерние компании, ассоциированные и другие компании.

Инвестиционная компания ‑ кредитное учреждение, аккумулирующее денежные средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг и помещающее денежные средства в акции и облигации компаний, в отдельные проекты.

Инженерно-консультационные услуги ‑ оказание услуг, обеспечивающих интеллектуальный вклад при реализации проекта и имеющее целью достижение оптимальных показателей объекта (качества, сроков, стоимости и т.п.). Важнейшими из них являются: проведение исследований, экспертиза, обоснование, расчет и т.д.

Инжиниринг — одна из технологий нововведений, наиболее полно охватывающая все этапы инновационного цикла: от маркетинга, предпроектного обслуживания, бизнес-планирования, разработки до комплектной поставки оборудования и кадрового сопровождения, сдачи “под ключ” и последующего сервисного обслуживания.

Инноватика — область знаний охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.

Инновации — нововведения.

Инновационная деятельность (инновация) — деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (знаний, технологий, оборудования) с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности .

Инновационно-инвестиционная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационно-инвестиционных процессов.

Инновационно-инвестиционный процесс — объединенные в едином цикле и под единым управлением инвестиционный и инновационный процессы.

Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: внедрение, тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий), консалтинг, трансферт, аудит, инжиниринг. Другие технологии нововведений: внедрение — процесс нововведения осуществляется не специальной фирмой (см. Инжиниринг). а самим разработчиком; как правило используется для инновации, связанной с небольшой по масштабу модернизацией существующих производств, не требующей всего комплекса инновационных услуг.

Инфраструктура — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур (составляющих), обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Кредит ‑ это форма движения денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях срочности, возвратности и платности. Существует несколько форм кредита: коммерческий, т.е. кредит одного предпринимателя другому в виде отсрочки платежа за поставленные товары или оказанные услуги (с этой целью оформляется ценная бумага - вексель, или долговое обязательства), банковский, предоставляемый предприятиям банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в виде денежных ссуд, государственный, ипотечный, а также потребительский кредит.

Механизм — совокупность инструментальных средств и методов, связанных алгоритмом решения соответствующей проблемы (задачи).

Основные и накладные расходы ‑ деление издержек по экономическому содержанию на непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции и затраты по содержанию управленческого персонала, обслуживанию производства, реализации продукции. Рост накладных расходов, связанных во многом с функцией управления, экономически оправдан, если общая себестоимость в расчете на единицу продукции снижается.

Процент ‑ плата за пользование кредитом. Количественно размер процентной ставки равен отношению дохода на ссудный капитал к его абсолютной величине и устанавливается на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Кроме того, на величину процента влияют политика Центрального Банка России, рыночная конъюнктура, темпы инфляции, состояние платежного баланса страны, движение валютного курса и др.

Себестоимость продукции ‑ обособившаяся часть стоимости продукции, выражающаяся в денежной форме, расходы на производство и реализацию продукции. Рассчитывается в виде общей суммы текущих расходов или в виде удельной величины расходов, приходящейся на единицу продукции. Показатель складывается под влиянием факторов, определяющих величину затрат, Объем и структуру, а также качество выполненной работы.

Финансовые показатели ‑ система взаимосвязанных параметров, характеризующая деловую активность предприятия, его ликвидность, платежеспособность, конкурентоспособность и отдачу (степень использования) собственного капитала. Эти показатели рассчитываются на основе баланса, счета прибылей и убытков, необходимы для анализа финансового положения предприятия, составления его финансового плана (бюджета) и оценки эффективности работы.

Эффективность работы предприятий ‑ определяется соотношением результата производства и затрат (ресурсов) на его получение. Эффективность оценивается системой показателей, включает показатели эффективности использования применимых и потребленных ресурсов (текущих затрат). Основными из них являются себестоимость единицы продукции (расходы на рубль продаж), рентабельность, а также эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов - фондоотдача основных производственных

фондов, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда, материалоемкость и зарплатоемкость.