logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

Классические школы науки управления

Возникновение производства, развитие промышленности потребова­ли создание универсальных принципов эффективного управления пред­приятием -это обстоятельство обусловило появление теории управления.

  1. Школа научного направления

Представители: Ф.У.Тейлор, Г.Л.Гант, Ф.и Л.Гилберг.

Теория Ф.У. Тейлора (1856-1915) положила начало менеджменту. Создатели школы исходили из концепции, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство опера­ций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Исход­ные принципы школы научного управления:

Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников. Авторы работ по научному управлению признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе.

  1. Административная или классическая школа менеджмента.

Представители: Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер, А.К. Гастев.

Цель этой школы — создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху, эффективности работы всей организации в целом.

Г. Эмерсон (1853—1931) рассматривал понятие производительность или эффективность. Французский инженер А. Файоль (1841—1925) разра­ботал подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления, указывал на важность управленческой роли администратора. Он выделил пять элементов административной функции: планирование; организация; мотивация: координация; контроль. Он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

  1. Школа «человеческих отношений».

Представители: Э.Мейо, Д.Макгрегор, Ф.Герцберг, А. Маслоу.

Основоположник этой школы Э. Мейо (1880-1949) считал, что орга­низация обладает единой социальной структурой, и задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, ко­торые влияют на результаты деятельности.

  1. Математическая школа менеджмента.

Представители: Р.Акофф, С.Бир, Д.Форрестер.

Математическая школа управления (иногда ее называют теорией ко­личественных методов менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг. Школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования для решения управленческих и производст­венных проблем. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники».