logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений

Организационные изменения - сознательные действия менеджеров и работников по улучшению работы структурных подразделений или орга­низаций в целом по важным для них направлениям.

Цели организационных изменений. 1. Улучшение способности органи­зации адаптироваться к внешней среде, к меняющейся рыночной ситуации, ожиданиям общественности, законодательным требованиям, новым идеям и т.п. 2. Изменение поведения работников, т.е. приведение поведения ра­ботников в организации в соответствие с новыми условиями.

Причины организационных изменений. Внешние причины. Рыночные: конкуренция; доля рынка сбыта; требования заказчика к качеству про­дукции; спрос на продукцию. Экономические: экономичность, рента­бельность, издержки производства. Социальные: наличие социальных программ; наличие социальных льгот; безработица и текучесть кадров. Технологические: научно-технические достижения в сфере производст­венно-технологической деятельности организации; эволюция информа­ционных систем. Экологические и природные причины: стихийные бед­ствия; изменения в нормативных природоохранной деятельности органи­зации. Внутренние причины: коррекция стратегических, тактических и оперативных целей и задач организации; несоответствие организацион­ной структуры, политики, процедур и правил целям и задачам организа­ции этапам ее жизненного цикла; несоответствие технологического обес­печения производственного процесса организации ее задачам и др.

Типы изменений. В зависимости от выбранного объекта, на который будут направлены изменения, выделяют:

Изменения в технологии - это изменения в процессе производства, в я и знаниях работников организации, в способах изготовления товаров или оказания услуг.

Изменения в товарах и услугах — усовершенствование старого или формирование нового ассортимента продукции.

Изменения в стратегии и структуре - изменения в структуре организации, стратегическом менеджменте, политике, системе вознаграждения, трудовых отношениях, в системах взаимосвязей, контроля и информации, в системе финансовой отчетности и планирования бюджета.

Изменения в культуре имеют отношение к изменениям в ценностях, установках, ожиданиях, убеждениях и поведении сотрудников организации.

Типы изменений взаимозависимы - перемены в одном ведут к переменам в другом. Новый тип изделий может потребовать изменений в технологии производства, а изменение структуры - новых навыков от сотрудниках.

Виды изменений. В зависимости от источников, вызвавших изменения, выделяют изменения порожденные факторами внешней среды и факторами внутренней среды; в зависимости от вероятности событий различают непредвиденные и планомерные изменения; в зависимости от направлен­ной действия изменения во времени изменения делятся на стратегические тактические, оперативные, стабилизационные; в зависимости от на­правленности в составе процесса управления выделяют изменения, связанные планированием, с функцией организацией процесса управления, с контролем, с мотивацией, с коммуникациями, с технологией принятия реше­ний; в зависимости от функциональной направленности в составе менеджмента организации различают производственно-технологические измене­ния, изменения в управлении финансами, маркетингом, персоналом, внеш-неэкономической деятельностью и инновациями и др.

Для обоснования проведения изменений необходима тщательная организационная диагностика, которая предусматривает следующие действия: признание и объяснение проблем, оценку потребности в изменениях; определение готовности и способности организации к проведению изме­нений; определение требуемых управленческих и других ресурсов для вменений; определение целей и выработку стратегии изменений.