19.Содержательные теории мотивации
Содержательные концепции мотивации делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. Цель такого подхода: установить потребности работников, определить оптимальное хтя них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения. Наиболее известными теориями содержания мотивации являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория «Х-У» Д. Мак Клелланда.
Содержательные теории мотивации Иерархия потребностей А. Маслоу Теория Ф. Герцберга Теория Д. Мак Клелланда Теория К. Альдерфера Теория X-Y Дугласа МакГрегора. 5 основных категорий потребностей, составляющих иерархическую ; структуру (физиологические в безопасности; социальные: в уважении; в самовыражени) Гигиенические факторы (условия работы, заработок, отношения с коллективом). Мотивационные факторы (успех, признание, высокая степень ответственности) Потребности: во власти (желание воздействовать на других); в успехе (доведение работы до успешного конца); в причастности (в общении) 3 группы потребностей: в существовании, в связи, в росте. Группы расположены иерархически Выделение работников двух противоположных типов «X» и «У»
В 1942 г. в появилась статья А. Маслоу «Теория человеческой мотивации». в которой американский социолог изложил свою, теперь уже известную каждому, концепцию иерархии потребностей. В основе концепции - пирамида, состоящая из пяти групп потребностей, присущих людям.
Самый нижний ярус, основание пирамиды составляют физиологические потребности. Эти потребности еще называют низшими, и к ним относят: потребности в пище, воде, воздухе, убежище. Если большая часть физиологических потребностей удовлетворена, то человека начинает ощущать сильное действие уже других потребностей. В пирамиде А. Маслоу они обозначаются, как потребности в безопасности. К этой группе относят: стремление людей находиться в стабильном, безопасном положении, потребность уверенности в будущем. Чтобы удовлетворить потребности этого уровня, фирме надо предоставлять сотрудникам социальные гарантии, пенсионное обеспечение, гарантии медицинского обслуживания. Третий уровень пирамиды — потребности в принадлежности и причастности. Каждый человек хочет, чтобы его любили, нуждались в общении с ним. Потребности в общественном признании (статусе) - это потребности человека в позитивной оценке обществом его индивидуальности, обретении определенного социального положения. Вершину пирамиды А. Маслоу составляют потребности в самовыражении (или самореализации). Они заключаются в стремлении человека к наиболее полному использованию имеющегося запаса знаний, способностей, умений и навыков.
Другим представителем содержательного подхода к изучению мотивации является Клейтон Алъдерфер со своей теорией ERG. Теория К. Альдерфера представляется нам логическим продолжением иерархии потребностей А. Маслоу. Альдерфер полагает, что групп потребностей должно быть не пять, а три: - потребности существования; - потребности связи; — потребности роста.
Доктор философии Гарвардского университета Дэвид Мак Клелланд считал, что значительное место в теории мотивации должно отводиться потребностям высоких уровней. Д. Мак Клелланд выдвинул теорию приобретенных потребностей, где потребности высшего уровня представлены тремя факторами: стремлением к успеху, стремлением к власти, к признанию.
Стремление к успеху рассматривается как потребность в достижении высоких результатов деятельности, готовность участвовать в принятии решений и нести ответственность за их последствия.
Стремление к власти — это желание оказывать влияние на поведение людей, способность иметь собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.
Потребности в успехе, власти и признании в концепции Мак Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Более того, проявление влияния этих потребностей человека сильно зависит от их взаимовлияния. Главной для менеджера Мак Клелланд считает потребность во власти. Но не в той власти, где главное — командовать окружающими, а во власти нужной для решения важных проблем организации.
Теория X-Y Дугласа МакГрегора. «Теория X» исходит из того, что, во-иервых, все люди ленивы и каждому работнику, за небольшим исключением, присуще отвращение к труду. Во-вторых, раз человеку присуще отвращение к труду, то для того, чтобы он трудился, необходимо его принуждать экономически, административно, психологически, то есть использовать политику «кнута и пряника». В-третьих, большая часть работников не способна брать на себя ответственность, не инициативна и нуждается в постоянном контроле.
Согласно «теории Y», напротив, физическое и умственное напряжение на работе для людей естественно, они стремятся брать на себя ответственность.
Многие люди способны проявлять сильное воображение, изобретательность и творческие способности при решении проблем организации. Приверженность труду напрямую зависит от системы вознаграждения. Теории X и Y подвергаются сильной критике. Психологи и социологи установили, что людей, подходящих под определение каждой из теорий, исключительно мало.
Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является двухфакторная модель Фредерика Герцберга. Она появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Автор показал, что одни факторы вызывают недовольство людей, а другие — удовлетворение. Удовлетворение от работы определяется факторами гигиеническими и мотивирующими.
Гигиенические факторы - это заработная плата, вознаграждения, условия груда (помещение, оснащенность рабочих мест, освещение).
Мотиваторы - потребность в признании, успехе, продвижении по службе.
Герцберг утверждает, что наличие мотивирующих факторов стимулирует трудовую активность, но в то же время их отсутствие не демотивирует. С гигиеническими факторами дело обстоит иначе. Их отсутствие резко снижает стимулы к трудовой деятельности, но и наличие напрямую не повышает результативность работы, а лишь создает для этого предпосылки.
Активность исполнителей будет высока, если: работа имеет смысл, общественную значимость, позволяет развивать способности, добиваться успеха; требования к работнику не занижаются, результаты труда не обезличиваются и своевременно вознаграждаются; каждый работник вправе принимать самостоятельные решения, осуществлять самоконтроль.
Каждая из рассмотренных содержательных теорий мотивации имеет свои принципиальные отличительные черты. Однако при этом теории имеют общую характерную особенность: они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать некоторые выводы о механизме мотивации. Содержательные теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и почти не анализируют процесс мотивации. Это упущение ограничивает возможности непосредственного применения теорий на практике.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.