logo search
641

1.3.3. Европейская премия по качеству

Внедрения всеобщего управления качеством в рамках одного предприятия недостаточно. Для развития промышленности страны качество должно стать национальной идеей, как оно стало в Японии, США и странах Западной Европы. Государство должно всячески стимулировать деятельность фирм по улучшению качества своей продукции. Япония, которая первая сделала качество национальной идеей, в 1951 г. учредила премию Деминга по качеству (Деминг был одним из основоположников концепции управления качеством. Он провел несколько лет в Японии, внедряя системы качества на японских предприятиях). В настоящее время во всех развитых странах мира существуют национальные премии по качеству. В США это национальная премия по качеству США имени Малькольма Болдриджа (присуждается с 1987 г.). В Европе в 1992 г. учреждена Европейская премия по качеству.

В рамках всеобщего управления качеством стандарты ИСО серии 9000 являются лишь необходимой минимальной основой современной системы качества.

Премия по качеству выявляет предприятия, чьи системы качества наиболее совершенны, что, естественно, повышает их конкурентоспособность. Она стимулирует компании постоянно заниматься деятельностью по улучшению систем качества. Одним из главных достоинств премий по качеству является то, что они устанавливают и постоянно совершенствуют критерии оценки систем качества предприятия. Пользуясь этими критериями, фирма может самостоятельно оценить свою систему качества и определить, что в ней требует улучшений. Согласно стандартам ИСО серии 9000 система качества должна постоянно совершенствоваться. Таким образом, премия по качеству выполняет не только функцию стимулирования и поощрения, но и функцию ориентации в поиске возможностей для совершенствования.

Цели стандартов ИСО серии 9000 и национальных премий по качеству совпадают. Это: удовлетворение потребителей и вовлечение сотрудников предприятия в борьбу за качество. Национальные премии по качеству, также как и стандарты, рассматривают деятельность организации как совокупность взаимосвязанных процессов.

Поскольку Европейская премия по качеству была учреждена после американской и японской, при ее разработке был учтен накопленный опыт этих двух стран.

Европейская премия по качеству присуждается ежегодно на конкурсной основе. Для оценки предприятий используются следующие группы критериев (в скобках указано максимальное число баллов, которые можно получить по критериям этой группы):

  1. роль руководства фирмы (100 баллов);

  2. управление персоналом (90 баллов);

  3. политика и стратегия (80 баллов);

  4. наличие и использование ресурсов (90 баллов);

  5. оценка процессов (140 баллов);

  6. удовлетворенность потребителей (200 баллов);

  7. удовлетворенность персонала фирмы (90 баллов);

  8. воздействие на общество (60 баллов);

  9. результаты бизнеса (150 баллов);

Общее количество баллов ‑ 1000.

Эти критерии можно разбить на два типа:

  1. критерии оценки системы качества фирмы, т.е. ее потенциальных возможностей (критерии 1-5);

  2. критерии оценки результатов деятельности фирмы, полученных благодаря существующей системе качества (критерии 6-9).

Удельный вес каждого из этих типов критериев в общей оценке ‑ 50%.

Как видно из удельного веса групп критериев в общей оценке, в Европейской премии по качеству особенно важным считается удовлетворение результатами деятельности фирмы людей и общества в целом.

Метод, когда фирма самостоятельно проводит оценку своей деятельности, выявляет возможности ее улучшения и реализует их, называется самооценкой. В самооценку входят как единовременная комплексная оценка деятельности фирмы с выработкой и реализацией рекомендаций, так и постоянная оценка своей деятельности и технологических процессов каждым исполнителем с определением возможных улучшений. В Европе активное применение метода самооценки началось в 1992 г.

Как уже говорилось, фирма может использовать критерии национальной премии по качеству для самооценки. Для проведения самооценки используется один из трех вариантов ее организации:

  1. инспектирование всеми сотрудниками;

  2. создание для оценки целевой группы из сотрудников фирмы;

  3. оценка путем анализа документации.

Результаты оценки существенно зависят от используемого метода. Сотрудники предприятия относятся к себе наименее критично, поэтому общий балл при оценке всеми сотрудниками наиболее высок, а при анализе документов ‑ самый низкий. Также расходятся приоритетные направления совершенствования, данные в выводах самооценки. Золотой серединой методов самооценки является оценка путем создания целевой группы из сотрудников предприятия. При этом все оценки получаются средними по сравнению с применением двух других методов, а сам процесс самооценки проводится в наиболее короткий срок. По результатам опроса фирм, сделавших самооценку в 1993-1995 годах 57% из них были выполнены целевыми группами.

Очень важно, чтобы приоритетных направлений для совершенствования было не очень много. По опыту оптимальное количество этих направлений ‑ три или четыре. При этом успешно составляются детальные планы деятельности, которые одобряются руководством и реализуются в кратчайшие сроки.