logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособ­ность продукции: взаимосвязь и различия

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность фирмы». Например, Константинова И. В. дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью фир­мы понимается его реальная и потенциальная способность в реальных условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для по­требителей, чем товары конкурентов».

Однако конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности фирмы. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конку­рентоспособным.

Можно выделить следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и фирмы:

Оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому кон­кретному его виду, а конкурентоспособность фирмы охватывает всю но­менклатуру и ассортимент, а также все виды производственно - экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансо­вую, инвестиционную деятельность и т.д.);

Признание конкурентоспособности и товара, и фирмы осуществля­ется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособно­сти товара оценку конкурентоспособности фирмы дает не только потре­битель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;

Товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жиз­ненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значе­ния, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учиты­вать, что жизненный цикл фирмы, как правило, более продолжителен - за период его функционирования может сменяться несколько поколений изде­лий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования фирмы (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации фирмы и т. д.).