7.4. Ценовая политика и Интернет
При осуществлении Интернет-маркетинга актуальной становится проблема качества товаров и услуг на электронном рынке, пир этом потребителям необходимо иметь некоторый сигнал качества, одним из которых и является цена.
Разработка ценовой политики электронного магазина (по схеме В2С) во взаимосвязи с остальными элементами комплекса маркетинга (товаром, продвижением и коммуникациями в Интернет) способствует усилению роли потребителя, так как при реализации концепции электронного маркетинга потребитель будет иметь возможность диктовать продавцу собственные цены. При этом Интернет может выступать в роли эффективного рынка. Один из показателей эффективности которого – прозрачное ценообразование, когда информация о ценах доступна всем участникам рынка: потребитель может формулировать пожелания в отношении товара (услуги) и установить приемлемую для него цену. Опубликовав это предложение (на досках объявлений BBS, в телеконференциях, в чатах, на сайтах фирм-продавцов), он может просто ожидать встречных предложений.
В то же время электронный рынок может проявлять и черты неэффективного рынка. Обычно рынки, близкие к эффективным, (товарные биржи) характеризуются очень небольшой дисперсией цен, т.е. небольшим различием между самыми высокими и самыми низкими ценами.
Снижение затрат будет происходить, таким образом, благодаря таким особенностям рынка, как: самообслуживание потребителей при размещении заказа (из-за отсутствия расходов на обслуживающий персонал); ограниченность запасов, благодаря использованию системы EDI (Electronic Data Interchange), позволяющей осуществлять JIT-доставку (Just-In-Time – точно в срок); снижение накладных расходов на организацию торговли; отсутствие физической доставки цифровых продуктов.
В то же время необходимо быть готов к тому, что электронный рынок может проявлять и черты неэффективного рынка. Наряду с факторами, снижающими цены на электронном рынке появяться факторы, способствующие их повышению: издержки канала распределения; выплата комиссионных; создание и поддержка сайта; затраты на маркетинг и рекламу.
Каковы же наиболее приемлемые и распространенные ценовые стратегии на электронном рынке? По сути, многие традиционные ценовые стратегии применимы и в электронной коммерции. Охарактеризуем стратегии, наиболее подходящие к условиям электронного рынка.
Ценообразование проникновения – назначение более низкой цены на новый товар для завоевания доли рынка. Эта стратегия наиболее приемлема к такому чувствительному к цене рынку, каким является Интернет.
Ценообразование по методу «снятия сливок» предполагает продажу новых товаров по высоким ценам в целях привлечения наиболее новаторской части пользователей. Затем компания постепенно снижает цены, привлекая все новые сегменты потребителей. Такие стратегии использовались при продаже цифровых фотоаппаратов, мощных компьютеров, цветных лазерных принтеров. Такое ценообразование подходит технически сложным товарам, имитация которых затруднена.
Ценовой лидер устанавливает самую низкую цену на новый товар в данной категории. В традиционной торговле ценовым лидером в США является компания Wal-Mart. Чтобы использовать эту стратегию на электронном рынке, маркетологи должны свести издержки к минимуму. В Интернет таким лидером является компания Buy.com (http://www.ebuy.com). Назначая цену на свои товары ниже рыночной, компания пополняет свои доходы за счет рекламы.
Ценообразование продвижения. Эта стратегия направлена на стимулирование первой покупки, стимулирование повторных покупок или покупок во время распродаж. Поскольку программы продвижения имеют ограниченный период действия, это создает немедленный эффект. Исследования показывают, что использование этой стратегии в Интернет имеет свои преимущества: продвижение может быть четко нацелено на конкретный сегмент потребителей, а они более лояльны, чем традиционные покупатели на реальном рынке. Они готовы продолжать покупать у того провайдера, которому доверяют, чем предоставлять информацию о своих кредитных картах новому продавцу.
Сегментированное ценообразование. Эта стратегия предусматривает установление цен для данного сегмента рынка, данной местности или данного товара. Эта стратегия используется и в традиционной торговле. Часто молодежь и пожилые покупатели могут покупать товары и услуги по более низким ценам (билеты в музеи, например). Часто цены на некоторые категории товаров не отражают разницу в издержках. Например, авиабилеты первого класса намного дороже билетов экономического класса. Производители программного обеспечения используют эту стратегию при продаже своих товаров учебным заведениям. Тем самым они противостоят пиратству и создают лояльность своим товарам у будущих специалистов. Компании, которые продают свои товары как через традиционные торговые точки, так и через электронные магазины, используют эту стратегию, назначая в разных точках продажи разные цены.
Договорное ценообразование. Во многих странах торговаться можно не только на рынках, но и в магазинах. Интернет аукционы предоставляют покупателям прекрасную возможность поторговаться. На рынке B2B договорные цены и аукционная торговля дают возможность избавиться от излишков товаров по рыночной цене.
Динамичное ценообразование. XML и другие технологии делают возможным динамичное обслуживание Web-страниц. Маркетологи могут быстро обновлять базы данных своих товаров по мере введения новых товаров, их усовершенствования или изменения цен. Динамичное ценообразование означает, что пользователи получают новую информацию о ценах при каждом запросе. Эта информация может меняться в зависимости от времени запроса или пользователя. Так, компания Federal Express варьирует цены на свои услуги в зависимости от объема перевозки, поэтому каждый пользователь получает свою цену на его индивидуальный запрос.
Многие исследователи считают, что цифровые продукты схожи с физическими, и для их ценообразования можно использовать традиционные методы. Наиболее популярными методами считаются назначение цены на наборы товаров и подписка.
Ценообразование на наборы – это назначение единой цены на несколько различных товаров, упакованных вместе. Компоненты набора могут быть неизменными, и потребитель при покупке 10 наборов получит 10 единиц каждого компонента набора. Компоненты набора могут продаваться и отдельно от набора. Такая стратегия называется смешанной. Например, Microsoft использует такую стратегию при продаже своих программ Word, Excel, PowerPoint, Outlook отдельно или в наборе Microsoft Office. Если набор состоит из нескольких единиц того же товара и цена набора отличается от цены одной единицы, умноженной на количество единиц, такое ценообразование называется ценообразованием в зависимости от количества. Так продаются компьютерные дискеты. Подписка используется в различных СМИ и средствах связи. Часто подписная цена является фиксированной ценой, и контроль за использованием товара отсутствует. Подписная цена больше нравится потребителям, чем повременная оплата, если они не могут планировать интенсивность использования товара или услуги.
При использовании некоторых средств связи или технологий для приобретения товаров или услуг потребитель не всегда имеет возможность выбрать только те, которые нужны лично ему, и покупает набор. Например, пользователи кабельного телевидения оплачивают подписку, а не индивидуальный набор интересных именно им каналов. Технологии в электронной коммерции позволяют потребителям осуществлять выбор любого количества товаров или услуг, поэтому использование ценообразования наборов становится невыгодным для некоторых потребителей. Таким образом, традиционные модели ценообразования физического рынка не всегда отражают динамику электронного рынка.
Большинство информационных продуктов также продается наборами (газеты, базы данных). Хотя отдельные компоненты все же могут продаваться вне набора, спрос на них часто не оправдывает затрат на такие продажи. Это происходит потому, что цены на эти индивидуальные компоненты выше тех, что готов заплатить потребитель. Чтобы продать индивидуальный компонент по низкой цене, нужны специальные технологии, которые уже существуют, поэтому возможны микро-наборы, оплачиваемые по другой цене. Для реализации этой стратегии нужна система микро-платежей.
Стратегия продажи отдельных компонентов набора связана также с проблемой качества. Продажа наборов и подписки основана на репутации продавца, которая строится на протяжении определенного времени при повторных покупках. Для динамично развивающегося рынка электронной коммерции складывается такая ситуация, когда компании видят, что рынок этого товара или услуги будет существовать недолго и могут предлагать товары низкого качества по ценам высококачественных товаров. У потребителей в результате складывается недоверие к качеству товаров и услуг.
При продаже однородных товаров производитель заинтересован выпускать их качественно, поскольку его начальные затраты быстрее окупятся, если технологический процесс с самого начала будет хорошо отрегулирован. Посредник также стремится апробировать товар, чтобы убедиться в его качестве и затем предлагать потребителям. Потребитель, который должен затратить некоторое время на обучение пользованию товаром, может потом использовать тот же товар многократно без затрат на обучение. В случае электронного рынка одним из его достоинств является индивидуальное предложение товара в ответ на конкретный запрос данного потребителя. Однако это осложняет ситуацию с качеством. Товары уже не однородны, поэтому качество каждого из них может отличаться. Как поступить в этом случае? Ценообразование и продажа по подписке уже невозможны, поскольку такие продукты могут продаваться разными производителями.
Вариантами решения проблемы и гарантии высокого качества могут быть:
Комиссионные. Посредник не покупает товар у производителя, а оплачивает его только после продажи конечному пользователю.
Включение пункта о качестве товара в контракт
Контракт о покупке одной партии товара с продолжением бизнеса только при отсутствии жалоб и рекламаций пользователей. Этот контракт работает так же, как репутация продавца [6].
Установления цен на товары с помощью электронной системы классификации товаров и услуг. Благодаря использованию сети Интернет в ходе поиска исходных данных по критерию "цена-качество" и систему классификации eCl@ss для эффективного обнаружения имеющихся товаров и услуг, экспортерам представится возможность устанавливать, на основании полученной информации о динамике продаж по товарам и товарным группам, собственные цены на товары и услуги, а также рассчитывать различные виды рентабельности, в том числе рентабельность затрат на маркетинг.
- В.А. Вишняков, а.П. Ковалев, с.Г. Щербакова
- Часть 8 ИнФормационное обеспечение и интернет маркетинг
- Введение
- 1. Понятие информации и информационных потребностей системы управления маркетингом
- 1.1. Понятия «данные», «информация», «знания», «информационная потребность». Свойства информации.
- 1.2. Маркетинговая информация. Классификация и сравнительный анализ видов маркетинговой информации
- 1.3. Источники маркетинговой информации
- 1.4. Информационное обеспечение маркетинговых решений на различных уровнях управления
- 1.5. Проблемы получения информации в условиях турбулентности маркетинговой среды
- 2. Маркетинговые информационные системы предприятия
- 2.1. Классификация информационных систем, их роль в организации
- 2.2. Маркетинговая информационная система (мкис) и ее связь с информационной системой предприятия
- 2.3. Структура маркетинговой информационной системы
- 2.4. Принципы создания и этапы проектирования маркетинговой информационной системы
- 3. Программное обеспечение маркетинга
- 3.1. Классификации программного обеспечения маркетинга
- 3.2. Характеристика программного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия Программа для автоматизации маркетингового учета, анализа и планирования Marketing Analytic
- Программа для разработки маркетинговой стратегии компании Marketing Expert
- Решение задач аудита маркетинга в программе Marketing Expert
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Еxpert
- Программа для автоматизации маркетингового анализа бэст-Маркетинг
- Серия программ, автоматизирующих отдельные участки маркетингового анализа и управления КонСи
- Программно-методический комплекс для маркетингового планирования и управления МаркетингМикс
- Маркетинговый план
- Аналитические инструменты Матрица bcg
- Матрица ge
- Прогнозирование
- Управление по целям
- Мониторинг маркетинговой деятельности
- Дополнительные разделы Энциклопедия маркетинга
- Демо-версии
- Модуль «Маркетинг» программного комплекса «Галактика»
- 3.3. Сравнительный анализ программного обеспечения маркетинга по функциональным возможностям
- 4. Современные технологии в информационном обеспечении маркетинга
- 4.1. Доступ к сети Интернет
- 4.2 Маркетинг с использованием баз данных
- 4.3. Управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, crm). Crm-системы
- 4.4. Обзор crm-решений
- 4.5. Новые технологии в обслуживания клиентов
- Сайты основных разработчиков crm-систем
- 5. Основы интернет-маркетинга
- 5.1. Основы методологии маркетинга в Интернет: основные понятия и определения
- 5.2. Современные концепции маркетинга
- 5.3. Обзор и анализ белорусского рынка Интернет-маркетинга
- 5.4. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- 5.5. Правовые и этические аспекты Интернет-маркетинга
- 6. Сетевая экономика и интернет маркетинг
- 6.1 Понятие и составляющие сетевой экономики
- 6.2 Интернет технологии в управлении и маркетинге
- 6.3. Применение новых технологий в маркетинговой деятельности
- 6.4 Трудовые отношения и платежи
- 6.5. Методы и пути интеграции предприятий в электронный рынок
- 6.6 Элементы знаний в маркетинговой деятельности
- 7. Маркетинговая деятельность предприятия на электронном рынке
- 7.1. Осуществление маркетинговой деятельности в среде Интернет
- 7.2. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- 1) Неизвестные размеры рынка
- 2) Пассивность потребителей
- 3) Незнание потребителей
- 7.3. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Особые характеристики цифровых информационных продуктов
- Виды электронных продуктов
- Стратегии создания новых товаров в сети Интернет
- Услуги на электронном рынке
- 7.4. Ценовая политика и Интернет
- 7.5. Система распределения и Интернет
- 7.6. Организация коммуникативной политики в Интернете
- 8. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в интернете
- 8.1. Баннерная и контекстная реклама в сети Интернет. Подходы к оценке эффективности рекламных кампаний Реклама как составная часть продвижения
- Виды и задачи рекламы
- Виды рекламных кампаний
- Реклама в Интернет
- История развитие рекламы в Интернет
- Особенности рекламы в Интернете
- Разработка рекламной программы в Интернет
- 1) Зачем понадобилась фирме реклама в сети Интернет
- 2) Потенциальные потребители продукции клиента
- 3) Задачи рекламной кампании в сети Интернет
- 4) О чем говорить в рекламе: о фирме или ее товаре
- 5) Какую аудиторию необходимо обеспечить
- 6) Как определить эффективность рекламы в Интернет
- Ценовые модели размещения рекламы
- Оплата по количеству показов
- Фиксированная оплата
- Оплата по количеству щелчков мышью
- Оплата по количеству посетителей
- Баннеры
- 8.2 Методы по стимулированию сбыта в Интернете. Основные средства e–mail–маркетинга. Реклама с использованием электронной почты
- Рассылка индивидуальных писем
- Использование списков рассылки
- Дискуссионные листы
- Реклама с использованием Конференций Usenet
- Web-конференции
- 8.3. Сравнительные преимущества различных видов рекламы в Интернет
- 8.4. Основные методы организации связей с общественностью в Интернете и их особенности. Интернет-Брендинг
- 9. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети интернет
- 9.1. Методика оценки эффективности системы маркетинга на основе Web-сервера
- Экономическая эффективность Оценка экономической эффективности
- Определение затрат
- Определение экономии
- Организационная эффективность
- Оценка интеграции с существующей информационной системой предприятия
- Оценка интеграции с существующей деятельностью предприятия
- Маркетинговая эффективность
- Эффективность источников привлечения посетителей
- Прочие затраты
- Расчет эксплутационных затрат
- Текущие затраты на потребляемую электроэнергию
- Заработная плата обслуживающего персонала
- Начисления на заработную плату
- Расходы на вспомогательные расходные материалы
- Сокращение документооборота
- Сокращение расходов на канцелярские принадлежности
- 9.3. Пример оценки эффективности рекламной кампании
- Разработка и продвижение сайта
- Реклама сайта
- Расчет экономической эффективности
- Экономическая эффективность рекламы в Интернет
- Эффективность баннерной рекламы
- Экономическая эффективность рекламной кампании
- 9.4 Пример расчета эффективности внедрения ip–телефонии
- 10. Методическое обеспечениен дисциплины
- Тема 4. Проектирование маркетинговой информационной системы
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 2. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в Интернет–маркетинге
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Раздел 3. Сайт как инструмента маркетинга: принципы построения и возможности
- Тема 3.1. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- Тема 3.2. Принципы построенияи функционирования Web–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 4. Особенности маркетинговой деятельности предприятия на электронном рынке
- Тема 4.1. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- Тема 4.2. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Тема 4.3. Ценовая политика и Интернет
- Тема 4.4. Система распределения и Интернет
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- Раздел 5. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в Интернете
- Тема 5.1. Реклама в сети Интернет
- Тема 5.2. Методы по стимулированию сбыта в Интернете
- Тема 5.3. Связи с общественностью в Интернете
- 10.2. Тематика практических, лабораторных занятий
- 10.3. Задания по кср
- Кср часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Тема 3. Структура маркетинговой информационной системы [кср, 2 Лк]
- Тема 7. Интернет как инструмент информационного обеспечения маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 8. Электронный бизнес [кср, 2 Лк, 2пз]
- Тема 10. Построение системы маркетинга предприятия на основе Web-сервера в среде Интернет [кср, 2 Лк]
- Кср часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Тема 3.2. Принципы построения и функционирования вэб–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- 10.4. Контрольные вопросы по дисциплине Перечень вопросов для подготовки к зачету часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- 10.5. Рекомендации по выполнению курсовой работы
- Литература Основная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Дополнительная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Используемаялитература
- Приложение 1 Характеристика crm-систем
- Приложение 2 Функции crm-систем
- Приложение 3 Сводная таблица crm-систем
- Приложение 4 Шаблон оформления листа задания на курсовую работу
- Задание
- Приложение 5 Рекомендации по содержанию сайтов
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина), предоставляющего туристические услуги:
- Рекомендации по содержанию сайта фитнес-центра (спортивного лечебно-оздоровительного центра):
- Рекомендации по подготовке контента сайта Медицинского центра по оказанию медицинских услуг:
- Рекомендации по подготовке контента сайта, посвященного оказанию услуг по организации корпоративных мероприятий и праздников:
- Рекомендации по содержанию сайта Учебно-методического центра:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже товаров народного потребления:
- Рекомендации по подготовке контента для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже парфюмерии и средств гигиены:
- Рекомендации по подготовке материалов для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже канцелярских товаров:
- Рекомендации по содержанию сайта по продаже мобильных компьютеров и мобильных телефонов:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже спортивных товаров и спортивного инвентаря:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже продуктов питания:
- Рекомендации по содержанию сайта по предоставлению банковских услуг:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже кондиционеров и отопительных приборов:
- Глоссарий основных терминов