logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной

стратегии фирмы

Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрас­ли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной по­зиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

Вид конкурентного преимущества и сферу его достижения объеди­няет понятие базовой конкурентной стратегии. М. Портер выделил три базовые конкурентные стратегии: лидерство по затратам, фокусирование и дифференциация.

К общему недостатку процесса разработки стратегии конкуренции можно отнести его слабую персональную ориентацию. Часто стратегия ориентирована на противодействие фирмам-конкурентам и в меньшей степени учитывает особенности управления этими предприятиями, в ча­стности, тип поведения его руководителей. Вместе с тем, образование руководителей, их подходы к ведению бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что стратегия конкуренции должна рассматривать в качестве объекта соперничества не только фир­му, но и ее аппарат управления со свойственным ей стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контр­меры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ве­дется, в конечном счете, за бюджет потребителей. И поэтому смысл кон­курентной борьбы заключается не столько в действия против фирм- соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользую­щихся услугами конкурентов.

И, наконец, большинство российских фирм не пытаются сделать свою стратегию четкой и ясной и принципиально не посвящают в нее своих работников. Это грубая ошибка. Без ясного понимания стратегиче­ской ориентации фирмы не возможно планировать свою деятельность, соблюдать преемственность в подготовке и реализации конкретных ме­роприятий. Кроме того, эффективность реализации стратегий (а значит и превосходство над конкурентами) во многом зависит от сплоченности коллектива. Каждое подразделение фирмы должно осознано работать на достижение одной и той же поставленной цели.

Результативность той или иной конкурентной стратегии зависит от трех факторов: