logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции

Конкурентоспособность товара определяет модель конкурентного поведения хозяйствующего субъекта в рыночных условиях. Каждому коммерческому предприятию особенно важно создать конкурентоспо­собный товар, при этом правильно оценив создавшуюся рыночную об­становку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции. Это необходимо не только с целью получения прибыли, но и выживания. Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ продукции и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции, как товара, так и предприятия.

Сегодня в мире используются различные системы управления качест­вом. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обес­печивать возможность реализации ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компа­ниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления меж­дународных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000:

Первый принцип - ориентация на потребителя. Стратегическая ори­ентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая ор­ганизационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Второй принцип - роль руководства. В соответствии с ним руково­дитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Третий принцип - вовлечение работников. Это одно из ключевых по­ложений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Четвертый принцип - процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип - системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как сис­тема, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».