logo search
ЭиУ

7.5. Система распределения и Интернет

Каналы распределения всегда чутко реагировали на технические новшества. В связи с происходящими изменениями в используемых сегодня бизнес–моделях, ориентацией бизнеса на потребителя и его индивидуальные запросы, отечественным предприятиям предлагается укрепить свою конкурентоспособность, за счет внесения изменения в свои бизнес–системы, особенно в системы распределения и логистики.

Роль Интернет как ресурса для развития канала распределения должна определяться стратегией компании или организации. Компания должна для себя решить, как может Интернет изменить значение канала по сравнению с другими элементами комплекса маркетинга и увеличить конкурентоспособность компании.

Кроме этого следует оценить затраты и выгоды интеграции Интернет в стратегию распределения компании. Сделает ли Интернет систему распределения более эффективной. На основании принятых решений Интернет может быть использован в качестве дополнения к существующим каналам распределения для координации информационных потоков в них, либо Интернет становится частью канала, а порой и заменяет собой канал распределения. Многое зависит от самого товара компании. Может ли этот товар быть переведен в цифровой формат, может ли Интернет заменить физический канал распределения этого товара.

Рис. 7.4. Схема канала распределения на электронном рынке

На рис. 7.4 предложена схема распределения канала Интернет в многоканальной стратегии распределения, при этом электронный бизнес будет выполнять функции «капитана канала распределения», то есть организации и контроля действий всех его участников. При этом осуществление электронного бизнеса и коммерции не представляется возможным без использования электронных систем классификации. То многообразие товаров и услуг, которые созданы на сегодняшний день в мире, без соответствующей классификации превращается в информацию с высокой степенью энтропии. Внедрение на предприятиях первых трёх составляющих модели (Marketing Research, Product и Price) будет способствовать осуществлению электронного бизнеса в Интернете, при этом пользователь сможет сэкономить свое время, и, посетив электронный магазин, сможет в соответствии со своими желаниями очень быстро выбрать товар, быстро его оплатить и, естественно, пожелает также быстро его получить; причем поставка товара может быть разовой, а может иметь место система регулярных и долгосрочных поставок продукции. Основным информационным ресурсом для принятия управленческого решения в данной ситуации также должна выступать единая база данных, созданная на отраслевом уровне (или на уровне государства в целом) и содержащая записи о товаропроводящей сети, торговых посредниках и условиях их работы (сведении о наценках, комиссионных сборах, сроках и объемах поставок, размещении торговых точек и т.п.). При этом сведения из единой базы данных могут быть использованы для:

– прогнозирования объема продаж по тому или иному каналу распределения;

– определения оптимального варианта доставки до конечных (фактических) покупателей;

– определения эффективности каналов сбыта.

В сформированном канале распределения решения по сбыту продукции могут приниматься на уровне конкретного предприятия с помощью автоматизированной системы учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В этом случае вся информация будет поступать в единую базу данных предприятия из трех основных точек “ввода”: со складов, из транспортного подразделения и непосредственно торговых точек (включая торговых посредников, обладающих особыми правами доступа).

На рис. 7.5 изображена общая схема взаимодействия покупателя с виртуальным магазином.

Рис. 7.5.Схема взаимодействия покупателя с Интернет-магазином

При помощи браузера покупатель заходит на Web-сайт Интернет-магазина. Сайт содержит электронную витрину, на которой представлен каталог товаров и необходимые элементы интерфейса для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения через Интернет платежей, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и интерактивной помощи.

Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара ему требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. Для защиты персональной информации взаимодействие должно осуществляться по защищенному каналу, например, по протоколу SSL.

По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе с электронной витрины поступает в торговую систему Интернет-магазина. Там осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю, необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону.

Если магазин имеет возможность оплаты покупки по сети, тогда на этапе оплаты подключается платежная система. После сообщения о проведении виртуального платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки.

В целом, систему электронной торговли можно разделить на три основных элемента: Интернет-магазин с электронной витриной и торговой системой, система оплаты покупки, система доставки товара.