logo search
ЭиУ

6.1 Понятие и составляющие сетевой экономики

Формирование сетевой экономики. В начале 90-х гг. (информационный этап) Интернет рассматривался преимущественно как большая библиотека, и главной его задачей считалась помощь в поиске нужной информации и организация доступа к ней. В настоящий "коммуникационный" этап своего развития Интернет представляет собой электронное пространство для взаимодействия в экономике и маркетинге, которое получило название как «интернет-экономика», «сетевая экономика». В связи с этим выделим следующие основные вопросы, которые исследуются [43]:

1)в чем заключается принципиальная новизна сетевой экономики;

2)новое качество субъектов социально-экономической деятельности (индивиды, фирмы, рынки, государство и т.п.);

3)состав основных Интернет-технологий, которые используются в сетевой экономике, их развитие и расширение.

4)менеджмент и маркетинг в сетевой экономике.

Особенности сетевой экономики. Базовым условием существования сетевой экономики является развитие и распространение Интернет-технологий. Следует отметить, что Интернет не используется в равной степени во всех областях бизнеса, а прежде всего в сфере услуг (финансы, страхование, торговля, образование, развлечение), а также при производстве и обслуживании «цифрового» продукта (программы, информация по заказу, игры и т.д.). Таким образом, Итнтернет-технологии в той или иной степени затрагивают все отрасли промышленности, но качественно изменили лишь те, где обработке подлежат данные, информация, знания. В этой связи можно предположить, что сетевая экономика является дальнейшим развитием экономики, основанной на знании.

Изменения в экономических отношениях. Под влиянием передовых информационных технологий изменились такие категории в экономике как пространство, время, материя, объем информации [43]. Пространство не является больше барьером при взаимодействии распределенных субъектов экономической деятельности. Выдвигается тезис сетевой экономики: «Весь мир - ваш клиент и ваш конкурент одновременно». Исчезновение информационных барьеров между локальными и региональными рынками потенциально дает предприятию возможность предложить свою продукцию и приобрести ресурсы для ее изготовления по всему миру. Но это абстрактная возможность, которую очень непросто использовать. В большом и плохо структурированном массиве информационных ресурсов, размещенных в Интернет, привлечь внимание покупателя или найти подходящего поставщика - трудная задача. В ее решении имеются специфические особенности по сравнению с традиционным рынком. Сдерживающими факторами являются не только несовершенство коммуникаций, устаревшие стереотипы хозяйственного мышления, а также отсутствие семантической разметки информации в Интернет пространстве для автоматического поиска..

Что касается времени, то благодаря глобальной сети потоки информации распространяются «со скоростью света», и это позволяет корпорациям сократить ненужные запасы и высвободить избыток рабочей силы и капитала. Характерная для сетевой экономики почти мгновенная динамика спроса и предложения помимо очевидного преимущества таит в себе и опасности.

«Материей» новой экономики становится информация, потому как обработка информации оказалась во много раз более эффективна и прибыльна, чем сфера материального производства. Кроме того, абсолютная полнота информации становится реальностью для участников рынка, замкнутых в едином сетевом сообществе. Считалось, что в реальной экономике, в отличие от теоритической абстрактной модели, каждый участник не может располагать полным объемом рыночной информации, такой как спрос, предложение, цены, нормы прибыли и т.п. Данная погрешность реального рынка может быть устранена благодаря Интернету, мобильной связи и т.д.

Cетевая экономика развивается параллельно с традиционной, обеспечивая качественно новый подход в предоставлении финансовых, юридических услуг, в розничной и оптовой торговле, в сфере развлечений. Создание электронных торгов, бирж, магазинов находят одновременно привлекательность как у поставщиков услуг, так у клиентов. Непосредственный, информационно-насыщенный интерактивный контакт с клиентами позволяет более гибко и оперативно реагировать на их запросы, что служит преимуществом в конкурентной борьбе у поставщиков услуг и ощущением индивидуального подхода у клиентов.

Принципиально новые особенности сетевой экономики наблюдаются на рынке программных продуктов. Программный продукт, требующий использования редких ресурсов - трудовых и интеллектуальных затрат, сам утрачивает природу редкого ресурса, потому как может быть растиражирован и распространен c небольшими затратами. Компании, выпускающей программный продукт, важно, чтобы он стал как можно дольше привлекательным и незаменимым для потребителя, таким обазом, ценность программного продукта возрастает с увеличением количества потребителей, пользующихся им, ценность ресурса, в отличие от рыночноой экономики, связана не с его редкостью, а с изобилием.

Внимание потребителя — вот что становится самым значимым и редким ресурсом на рынке информационных технологий, и в этой связи целью компании является установление долгосрочных отношений с клиентами. В связи с тем, что главным приоритетом становится не только продать, но и установить контакт, можно сделать вывод, что основным принципом в сетевой экономике станет сотрудничество, а не конкуренция, тем более что эффективность такой экономики прямо пропорциональна числу участников — частных предпринимателей, компаний и фирм, которые выбрали виртуальный рынок вместо реального.

Поскольку сетевая экономика существует в информационно-коммуникационной среде, создаваемой глобальной сетью Интернет, то базовым условием ее функционирования является развитие и распространение Интернет-технологий.. Среди новых видов Интернет-технологий необходимо выделить использование "интеллектуального агента», запрограммированного владельцем на сбор и фильтрацию необходимой информации, поиск людей и организаций (отвечающих заданным критериям), проведение определенной стадии переговоров с интеллектуальными агентами других участников экономики и т.п. Данная технология позволит снизить информационную перегрузку участников сетевой экономики, повысить скорость и эффективность процедур установления контактов, проведения переговоров, поддержки соглашений и т.п. Первое поколение таких программируемых товарных агентов наблюдаются уже сегодня в Web в лице DealPilot (http://www.dealpilot.com/) — это один из примеров программ, облегчающих процедуру выбора и покупки книг.