logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.

Управление присуще всякому общественному труду. Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их дея­тельности: управление государством, регионом, армией, церковью, биб­лиотекой, предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции. Однако в этой общей массе и имеются организации, конкретные функции кото­рых направлены на получение прибыли. Это промышленные организа­ции, банки, страховые компании, гостиницы, транспортные компании и др. Управление в этих организациях носит название менеджмента. Это особый вид управленческой деятельности.

Таким образом, менеджмент - это:

Можно выделить следующие объекты управления:

А) люди, группы людей, организации; б) предметы и механизмы; в) информация; г) деньги; д) коммуникации; е) полуавтономные системы (например, компьютеры).

Кроме того, в качестве объекта управления можно рассматривать самого «человека управляющего» - управление собственным поведением, состоянием, временем и т.п.

Отсюда менеджер - человек, управляющий подобными объектами и, прежде всего, другими людьми и организациями.

Термин «деловая организация», «фирма», «компания» - равнознач­ны.

В системе научных знаний менеджмент тесно связан с философией, психологией, экономикой, социологией, социальной психологией, исто­рией, правом и стратегией (военной наукой:

Как практическая наука менеджмент нацелен на поиск эффективных способов и моделей управления социотехническими системами.

На теоретическом уровне общий менеджмент изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые к большинству ситуаций, возни­кающих в результате взаимодействия человека с организацией и органи­зационной средой (внутренней и внешней). Иногда, в общем менеджмен­те отражается совокупность ключевых ТЕОРИЙ и КОНЦЕПЦИЙ.

Следует отметить, что поскольку ключевым элементом рассматри­ваемых систем управления являются люди, для менеджмента (как про­цесса) характерна высокая степень неопределенности. В менеджменте НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТКО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ И АЛГОРИТМОВ - каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации. Это роднит менеджмент с искусством.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной одно­родностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со сто­роны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функ­ции являются основой для формирования структуры управляющей сис­темы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В со­ответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

Функции, выделяемые но сфере деятельности, называются конкрет­ными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

- организация работ по стандартизации:

Общие и конкретные функции управления тесно связаны.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия состоит в его структуризации, орга­низации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмот­рено в дальнейшем.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реа­лизацию отдельных решений.

Он относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-психических усилий;

Специфические особенности управленческого труда. Основное из них сводятся к тому, что умственный труд работников аппарата управ­ления состоит из:

а) организационно-административной деятельности, включающей в себя прием и передачу информации, доведение принятых решений до исполнителей, контроль, за их выполнением:

б) аналитической и конструктивной деятельности, которая предпо­лагает правильное восприятие и оценку соответствующих решений;

в) информационно-технической деятельности, в состав которой вхо­дят документационные, формально-логические операции;

г) воспитательной деятельности, включающей в себя обучение пер­сонала, воспитание его в духе ценностей и идеалов культуры, соответствующих стандартов поведения, формирование у них «корпоративного духа», т.е. высокой лояльности к собственной организации, ее достиже­ниям и планам, программам развития.

Управленческий труд существует в трех формах: эвристической, ад­министративной и операторной.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем, стоящих перед управляющими, и разработке вариантов их ре­шений.

Административный труд является уделом в основном руководите­лей. Он связан с выполнением таких видов работ, как контроль и коорди­нация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, распорядитель­ство, инструктирование, проведение собраний и совещаний, ведение де­ловых переговоров.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производ­ственных и управленческих процессов необходимой информацией.

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполни­телей.