logo search
ЭиУ

5.1. Основы методологии маркетинга в Интернет: основные понятия и определения

Для того, чтобы понять необходимость применения маркетингового подхода в деятельности любого предприятия, ориентированного на работу в среде Интернет, коротко рассмотрим, как происходило формирование понятий «маркетинг» и «Интернет».

Понятие «маркетинг» часто увязывают с любой деятельностью в сфере рынка, при этом ссылаются на происхождение и перевод самого слова (с англ, market — рынок, ing — указывает на активную деятельность). Вопросами изучения общих подходов к маркетингу в нашей стране одними из первых занимались И.Л. Акулич, Д.В. Баско, Г.Н. Самдомирский [28].

Основой существования маркетинга служит постоянное взаимодействие спроса и предложения, являющееся непрерывным процессом удовлетворения и воспроизводства нужд и желаний отдельных индивидуумов или их групп.

Первое официальное определение понятие маркетинга было одобрено Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1960 г., в соответствии с которым он рассматривался как предпринимательская деятельность, связанная с направлением потока товаров и услуг от производителя к потребителю. Но уже в 1985 г. АМА признала его более широкое толкование: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и осуществления замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».

С 60-х годов до настоящего времени появлялось множество других определений данной дисциплины. По данным АМА, сейчас их существует более 2000, вот некоторые из них: МАРКЕТИНГ – это хозяйственная деятельность предприятия, направленная на производство продукции, пользующейся спросом и приведение всех его ресурсов в соответствии с требованиями и возможностями РЫНКА для получения прибыли [54, с.3].

При этом в системе предоставления товаров и услуг рядом исследователей маркетинг определяется как система принципов, методов и мер при комплексном изучении спроса клиента и формировании предложения по предоставлению товаров и услуг производителя, так называемый маркетинг–микс, как минимум четыре “P” (см. рис. 5.1).

Иначе: МАРКЕТИНГ — это практическая деятельность (система управленческих функций), с помощью которых организуют и руководят комплексом действий (4“P”), связанных с оценкой покупательной способности потребителей, с ее превращением в реальный спрос на изделия и услуги и их приближением к покупателям для получения прибыли или какой-либо другой цели.

Рис. 5.1. Компоненты маркетинга.

Ценовая политика и ценообразование (Price), продвижение и продажи (Promotion), продукции (товаров и услуг) фирмы (Product) на рынке (Place) потребителю (People), деятельность по реализации этих товаров и услуг вскрывают СУТЬ МАРКЕТИНГА, как специфической формы удовлетворения потребностей в поле рыночных отношений [46].

Таким образом, современный маркетинг (Marketing), определяет функцию предпринимательства, связанную с процессом управления комплекса мероприятий по изучению спроса и оптимальному сбыту продукции (востребованных обществом товаров и/или услуг). При этом он несёт в себе системный подход к решению проблем получения максимального эффекта от продажи результатов труда с минимальными коммерческими рисками, и включает, согласно [28]: определение потребностей покупателя в количественном и ценовом аспектах; условия реализации; вопросы доставки продукции; стимулирование сбыта; информирование покупателя и т.п.

«Интернет» — это сравнительно новое, динамично развивающееся средство массовой коммуникации, позволяющее консультировать потенциальных и реальных потребителей в интерактивном режиме. Интернет превратился в «Сеть сетей», которой никто не владеет и не управляет. На сегодняшний день в его состав входит около 100 000 сетей более, чем из 100 стран мира. Соединение с другими странами позволяет электронно взаимодействовать с более чем 180 странами.

Более научно, среда Интернет, согласно Е.А. Путиловой, – это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет.

Технический уровень включает телекоммуникационную инфраструктуру: серверы, компьютеры, модемы, каналы связи, технологии построения сетей, сетевые устройства и т.д. Данный уровень раскрывает техническую реализацию доступа индивидов и социальных групп в сеть Интернет, составляя материально-техническую базу функционирования сети.

Функциональный уровень содержит сетевое программное обеспечение серверов, клиентских станций, протоколы построения сетей, совокупность служб сети Интернет: электронную почту, WWW и т.д., обеспечивая деятельность в Интернет индивидуальных и групповых пользователей.

Информационный уровень среды сети Интернет раскрывает ее информационную насыщенность, все сущностное наполнение передаваемой, размещаемой, предлагаемой информации в Интернет.

Социальный уровень составляют социальные компоненты: аудитория Интернет, Интернет-сообщества и социальные свойства сети Интернет: интеграционные, коммуникационные.

Экономический уровеньсреды Интернет включает платежные системы, аукционы, торговые площадки, баннерные сети и т.д.

Юридический уровеньсреды Интернет раскрывает правовые основы функционирования сети Интернет, нормы сетевого этикета и т.д., регламентируя деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет.

Правила поведения аудитории Интернет в сети регулируются сетевым этикетом, который служит для комфортной совместной жизнедеятельности индивидов и социальных групп, но не имеет юридической силы и не содержит системы наказаний за несоблюдение определенных постулатов норм.

Коммуникационные преимущества сети Интернет заключаются, в первую очередь, в высокой скорости передачи данных; глобальных характеристиках сети, не имеющих территориальных, государственных границ; «свободе слова»; доступности размещения в Интернет информации; анонимности в Интернет; обширном географическом проникновении сети Интернет, нарастающих темпах роста аудитории Интернет. Особенности и возможности среды сети Интернет определяют ее роль как «Великой среды» реализации общемирового информационного пространства.

Краткая история Интернет:

1. В 1960-х гг Министерство обороны США создало сеть компьютеров военного ведомства, получившую название ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network).

2. В 1970 г. в основу сети был положен созданный компанией Bolt Baranek and Newman (BBN) протокол коммутации пакетов, связавший университеты в Лос-Анджелесе и Санта-Барбаре (штат Калифорния) со Стэндфордским университетом и Университетом штата Юта в Солт-Лейк-Сити.

3. К 1972 г. более 40 компьютерных центров могли обмениваться между собой электронной почтой, осуществлять сеансы работы с удаленными на несколько сотен километров машинами и передавать файлы с данными.

4. К концу 80-х годов XX в. под термином Интернет стали понимать мировую «сеть сетей».

5. В марте 1989 г. была создана так называемая «всемирная паутина» — среда World Wide Web (WWW), в основу которой легла технология гипертекста, когда Тим Бернс Ли (Tim Bernes Lee) выступил с проектом телекоммуникационной среды для проведения совместных исследований в области физики высоких энергий.

6. В 1991 г. Европейская лаборатория практической физики (CERN), находящаяся в Швейцарии, официально объявила о создании новой глобальной информационной среды World Wide Web.

7. С помощью языка разметки гипертекста (Hypertext Markup Language, HTML) паутина WWW унифицировала и связала воедино весь грандиозный объем информации, который находился в Интернете в форме текстов, изображений и звукового сопровождения.

8. Дальнейшее развитие информационных технологий стало основой для появления и бурного роста электронного бизнеса и коммерции. Согласно М. Портеру [59]: «Информационные технологии изменяют способ осуществления деятельности компаний. Они влияют на весь процесс производства и распространения продукции. Более того, они меняют форму самой продукции, т.е. физическую сущность товаров, услуг и информации, предоставляемых компанией в целях создания потребительской ценности. Информационные технологии пропитывают цепочку ценности в каждом ее звене, изменяя способы выполнения ценных видов деятельности и характер связей между ними. Они также влияют на масштабы конкуренции и придают продукции новый вид или форму для удовлетворения потребностей покупателей». При этом развитие информационных и компьютерных технологий качественно изменили характер маркетинговой деятельности фирмы. В связи с этим возникло понятие «виртуального маркетинга».

Виртуальный маркетинг – это система знаний о предложении товара или услуги на рынке на основе ИТ, интегрирующих маркетинговую деятельность во внутренней и внешней среде предприятия. К виртуальному маркетингу относятся не только исследования внешней среды, но и использование современных информационных технологий во внутрифирменных управленческих процессах и коммуникациях. Кроме того, самостоятельным направлением в маркетинге становятся электронная коммерция, электронные средства продвижения (Интернет-реклама, Интернет-стимулирование и т.д.).

Рис. 5.2.Структура электронного маркетинга

Таким образом, по характеру осуществляемых функций виртуальный маркетинг можно разделить на три сферы (см. рис. 5.2):

В практике бизнеса понятие виртуального маркетинга часто ассоциируют с понятием электронный и Интернет-маркетинг.

Под термином Интернет-маркетинг, согласно [7] понимается теория и методология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета.

Электронный маркетинг, согласно Данько Т.П., Завьяловой Н.Б. и Сагиновой О.В. [6], – это маркетинговая деятельность субъектов на электронном рынке.

Для раскрытия понятия «электронный маркетинг» необходимо дать определение объекту и субъекту маркетинговой деятельности данного вида маркетинга.

Объектом маркетинговой деятельности на электронном рынке выступает информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельность фирмы с использованием сетевых информационных систем и технологий:

Субъектом маркетинговой деятельности на электронном рынке выступает, как и в классическом маркетинге, деятельность конкретного собственника компании по целенаправленному регулированию деятельности фирмы, производимому по определенной технологии с использованием системы методов анализа и обработки цифровой информации электронного рынка для достижения поставленных целей.

Гипермаркетинг – маркетинговую деятельность в среде Интернет – можно разделить на два основных вида по признаку степени участия в реализации самой среды:

Процесс управления маркетингом на электронном рынке отражает совокупность операций и процедур, выполняемых работниками маркетинговых служб компаний в определенной последовательности, которая включает в себя:

Основные функции виртуального маркетинга:

Практическое воплощение виртуального маркетинга возможно на основе создания маркетинговой информационной системы предприятия (см. главу 2), т.е. системы постоянного слежения, хранения и обработки маркетинговых данных, необходимых для выработки управленческих решений.

Особенности Интернет-маркетинга:

Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Как указывалась выше, одним из основных свойств среды Интернета является ее гипермедийная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей. Кроме того, роль, выполняемая сетью Интернет, не ограничивается только коммуникативными функциями, но включает в себя также возможность заключения сделок, совершение покупок и проведение платежей, придавая ей черты глобального электронного рынка.

Таблица 5.1

Сравнение массового маркетинга и маркетинга «один к одному»

Массовый маркетинг

Маркетинг «один к одному»

Усредненный покупатель

Отдельный покупатель

Анонимность покупателя

Характеристики покупателя

Стандартный продукт

Специальное маркетинговое предложение

Массовое производство

Специальное производство

Массовое распределение

Индивидуальное распределение

Массовая реклама

Индивидуальное обращение

Массовое продвижение

Индивидуальные стимулы

Одностороннее обращение

Двусторонние обращения

Масштабная экономика

Целевая экономика

Доля рынка

Доля покупателей

Все покупатели

Потенциально прибыльные покупатели

Использование Интернета привнес новые особенности и преимущества по сравнению с маркетингом, основанном на традиционных технологиях. Успенский И.В. в [7] выделил следующие 4 основные особенности Интернет–маркетинга:

1. Переход ключевой роли от производителей к потребителям (за счет привлечения внимания нового клиента всего за 10-ки секунд, проведенных им перед IBM => внимание покупателей = ценность для компании, однако за то же время есть вероятность, что он может перейти к любому из конкурентов => установленные взаимоотношения с клиентами = главный капитал компаний).

2. Глобализация деятельности (за счет изменения пространственных и временных масштабов ведения коммерции) и снижение трансакционных издержек (связанных с налаживанием и поддержанием взаимодействия с заказчиками и поставщиками).

3. Снижение трансформационных издержек (за счет оптимизации товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой продукции, обоснованной политики ценовой политики, снижения посредников, затрат на сбыт и т.п.)

4. Персонализация взаимодействия - переход к маркетингу типа 1:1. В табл 5.1 приведены данные по сравнению характеристик массового маркетинга с маркетингом «один к одному».

Трансформация моделей бизнеса. Электронный бизнес начал формироваться на фундаменте реструктуризированных предприятий и фирм, стандартизировавших свои бизнес-процессы с развитой внутренней и внешней технической инфраструктурой.

Трансформация форм бизнеса привела к возникновению 3 основных моделей рынка, исторически формировавшихся одна за другой, но в настоящее время существующих одновременно:

Сеть Интернет предоставляет возможность для сбора, распределения, и разделения информации, что служит новыми каналами продажи, продвижения изделия, и поставки услуги. Наконец, это объединяет информацию в организации для управленческих действий на всех уровнях компании и обеспечивает новые электронные связи для того, чтобы обращаться к клиентам и партнерам цепи поставки. Компоненты общей цепи ценности (см. рис. 5.3) следующие [62]:

1) Привлечь клиентов (Attract customers): маркетинг (marketing) - узнает и исполняет запросы клиента;

2) Взаимодействие с клиентами (Interact with customers): продажи (sales) - превращают запросы в заказы;

3) Действия на инструкциях клиента (Act on customer instructions): управление заказами (order management) - принятие (order capture), оплата (payment) и выполнение заказа (fulfillment);

4) Реакция на запросы клиента (React to customer requests ): обслуживание клиента (Customer service) и техническая поддержка (technical support).

Рис. 5.3. Цепочка ценности электронной торговли

Анализ цепочки ценности помогает выявить области, в которых бизнес является успешным, и области, которым необходимо уделить большее внимание.