logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция

Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов(интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осу­ществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деле­ние продукции на качественную и дефектную (брак).

Долгое время (до середины 1950-х гг.) управление качеством своди­лось к контролю качества продукции и относилось к инженерно- техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмен­та носила ярко выраженный организационный характер с социально­-психологическим оттенком.

В то время как в области управления качеством совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, табли­цы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.).

Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспо­собных на мировых рынках, инициировало создание нового общеоргани­зационного метода непрерывного повышения качества всех организаци­онных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название - всеобщее управление качеством.

Total Quality Management - философия всеобщего управления каче­ством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с прак­тики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества про­изводимой продукции.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усо­вершенствование 3-х составляющих:

Это позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.

Качество определяется следующими категориями:

Философия всеобщего качества включает несколько базовых управ­ленческих концепций:

  1. Сфокусированность на потребителях и стейкхолдерах.

  2. Ориентация на процесс.

  3. Постоянное совершенствование и обучение.

  4. Наделение сотрудников полномочиями и командная работа.

  5. Управление на основе фактов.

  6. Масштабное лидерство.

Всеобщее управление качеством — это система управления, основан­ная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусиро­ванный на заказчике, основанный на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы.

Всеобщее управление качеством - это не программа; это системати­ческий, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение.

14 универсальных принципов Эдварда Деминга:

  1. Установите соответствие целей с планом повышения качества.

  2. Примите новую философию качества.

  3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества.

  4. Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг.

  5. Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества.

  6. Учредите обучение.

  7. Обучите и учредите руководство.

  8. Искорените страх на работе.

  9. Устраните барьеры между подразделениями.

  10. Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах.

  11. Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве.

  12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством.

  13. Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы пере- и повышения квалификации.

  14. Преобразовывайте. Эти 14 принципов образуют основу Всеобще­го управления качеством.