logo search
госы шпоры

102. Методы анализа среды. Ксг

Анализ среды в стратегическом управлении направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для решения этой задачи разработан эффективнйые методы анализа среды: карта стратегических групп (КСГ),

КСГ Если принято решение о работе на рынках определенной отрасли, то необходимо оценить какие фирмы имеют здесь сильные или слабые конкурентные позиции, т.к. даже в рамках одной отрасли конкурирующие фирмы не выглядят как однородная группа компаний, то разумно разделить их на группы по схожим существенным признакам:

- диапазон цен и качества;

- территориальный охват (местный, региональный, общенациональный или глобальный оператор);

- степень вертикальной интеграции;

- диапазон ассортимента продукции;

- развитость каналов распределения;

- уровень послепродажного обслуживания;

- уровень используемой технологии и т.д.

Затем строят двумерные матрицы по следующему алгоритму:

1) составить список фирм подвергаемых анализу

2) выбрать наиболее важную пару дифференцирующих фирмы характеристик

3) установить шкалу значений данных характеристик (ранговая шкала)

4) нанести анализируемые фирмы на двумерный график в соответствии с характеристиками

Цена

5) Фирмы, которые оказались рядом в этом двумерном пространстве объединяются в одну стратегическую группу. Каждая из них обводится окружностью, радиус которой пропорционален доле этой группы в общем объеме выручки от продаж в отрасли.

6) Процедуры 2-5 повторяют несколько раз, меняя группы характеристик.

7) Произвести сравнительный анализ двумерных графиков, чтобы установить стратегические группы по многомерному основанию. Та группа фирм состав которой оказался относительно устойчивым в различных двумерных пространствах и которая являются наиболее близкой по своим характеристикам к вашей фирме должна быть подвергнута дальнейшему детальному анализу

8) Чем теснее фирмы прижаты друг к другу, тем сильнее между ними конкуренция.

Для успешного применения КСГ следует применять ряд правил:

1. переменные, которые берутся в качестве пары, задающей двумерное пространство должны быть относительно независимы по отношению друг к другу

  1. выбранные переменные должны устанавливать различия между фирмами.

  2. если информация по разным фирмам собрана в различных шкалах измерения, правильнее огрублять количественную шкалу до порядковой (шкала рангов)

4. следует смотреть на КСГ как на динамическую систему: какие страт. группы явл. сверхновыми созвездиями и поэтому еще долго не распадутся? Какие страт. группы начнут скоро распадаться, поскольку в их состав входят операторы нацеленные на переход в др. группу? Каким будет пространство матрицы через год, два?