logo
госы шпоры

86.Цели организации, основные характеристики целей, постановка целей.

Цель предприятия - это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

Классификация целей организации:

1. по источникам:

- заданные из вне потребностям более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует (например, клиентами), так называемые инструментальные

- ориентированные на удовлетворение потребностей участников организации.

2. по комплектности – простые и сложные цели

3. по степени важности:

- на стратегические, ориентированные на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации

- тактические, отражающие отдельные этапы достижения стратегических целей

4. исходя из периода времени, необходимого для реализации:

- долгосрочные (свыше 5 лет)

- среднесрочные (от года до 5 лет)

краткосрочные (до 1 года)

5. по содержанию цели делятся на технологические ,экономические, производственные, маркетинговые, научно - технические, социальные.

6. по приоритетности:

- необходимые цели, достижение которых решающим образом

влияет на положение субъекта.

- желательные цели, реализация которых позволяет в определённой степени

улучшить ситуацию и создать дополнительные гарантии

- возможные цели, достижение которых в принципе в данный момент ничего не меняет.

7.по направленности цели делятся

- на конечный результат (выпуск продукции)

- осуществление той или иной деятельности (совершенствование технологий)

- достижение определённого состояния объекта управления (приобретение работником новой профессии)

8. по форме выражения – характеризуемые количественными показателями и описываемые качественно.

9. по особенности взаимодействия цели могут быть безразличными по отношению к друг другу (индифферентными), конкурирующими, дополняющими (комплиментарными), исключающими другу друга (антагонистическими), совпадающими (идентичными)

10. по уровню (миссия, общие, специфические цели)

Миссия - Основная и общая цель организации, четко выраженная причина её существования. Разработанные на её основе цели служат в качестве критериев для его последующего процесса принятия управленческих решений.

Генеральная цель – состоит в достижении необходимой прибыльности работы. Её детализируют общие цели (их обычно бывает от 4 до 6) ,отражающие важнейшие направления деятельности организации в целом или отдельных её сфер (производство ,финансы, кадры)

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его собственной работы по реализации общих целей

Процесс постановки целей предполагает следующую последовательность действий:

1. выявление и анализ тенденций в окружении организации

2. установление конкретных целей организации

3. построение иерархии цели . Процедура построения дерева целей включает в себя несколько последовательных шагов.

Подцели одного уровня декомпозиции независимы (параллельны) между собой

4. определение индивидуальных целей.

При постановке целей могут быть использованы различные стратегии, например «стратегия не упущенных шансов». Более конкретной стратегией является «стратегия устранения узких мест».