logo
госы шпоры

91.Структуры и виды управленческого контроля. Процесс контроля основные этапы

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Функция контроля состоит в выявлении проблемы и корректи­ровке деятельности до того, как проблемы перерастают в кризис.

Выделяются три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

По форме осуществления все эти виды контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только по времени осуществления.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена или истекло отведенное на нее время.

Этапы проведения контроля:

1. Установка стандартов – это определение конкретных целей, степень приближения к которым поддается измерению. Стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации, имеющих временные границы.

2. Сравнение показателей функционирования с заданными стандартами, определение масштаба отклонений. Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он должен понимать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.

3. Измерение результатов. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

Контроль эффективен, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, современен, гибок, прост и экономичен.

Люди являются неотъемлемым элементом контроля. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей