logo
госы шпоры

60. Потребности и мотивы поведения личности, как факторы побуждения ее к активности

Потребности – то, в чем человек испытывает нужду. Они м.б. осознанными и неосозна-ми, постоянными и периодичными, стойкими пли быстро проходящими.

Америк. Психолог Маслоу разработал теорию «Пирамида потребностей». Она анализ-т потребности индивида и группы.

1-й уровень - Физиологические потреб-ти (пища, сон, отдых),

2-й - Потреб-ть в безопасности. 1 и 2 биологические потреб-ти,

3-й - Потреб-ть в общении, принадлеж-ти к группе, потребность в польз-ии благ цивилизации.

4-й - Потребность в лидерстве, статус, престиж. З и 4 - социал-ые потребности.

5-й - Саморазвитие, творчество - духовная потреб-ть.

Мотивы - это осознание потребности, кот. Побуждает человека к действию Для чела хар-на полимотивизация - сочетание мотивов в деятельности, причем одни из них ясны, осознаваемы, другие пока скрыты, но также действуют.

Мотивация поступков - это осознание потреб-тей, опред-е ведущих мотивов. Результат осоз-я мот-в - это постановка цели, кот. не противоречит своей потребности.

Одна из проблем в деят-ти чела - борьба мотивов - столкновение взглядов, интересов, предст-ий о предмете, рез-том борьбы кот. явл. ВЫБОР.

Руководителю важно учитывать в управленческом воздействие на работников мотивов их действия и поведения, добиваясь повышения активности и производительности труда.