17. Организация оплаты труда на пред-ии. Формы и системы оплаты труда обоснование выбора
З/пл явл. формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников предприятия.
Формы и системы з/пл представляют собой способы установления зависимости величины з/пл от количества и качества затраченного труда.
Система оплаты труда – это способ исчисления размеров вознаграждения в соответствии с затратами и результатами труда – тарифная и бестарифная системы.
1. Тарифная – учитывается отработанное время и выполнение норм.
Тарифные ставки – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда за выполненную работу в зависимости от ее сложности или квалификации работника за единицу рабочего времени. Ставки бывают часовые, дневные или месячные (оклады). Они устанавливаются по результатам аттестации и тарификации каждого работника в соответствии с присвоенным разрядом по тарифной сетке. Тарифная ставка 1-го разряда явл. наименьшей. Путем умножения ее на тарифный коэффициент, присвоенный соответствующему разряду, определяются тарифные ставки остальных разрядов.
Тарифная сетка – соотношение ставок различных разрядов и коэффициентов, минимальный размер тарифной ставки первого разряда исчисляется от МРОТ.
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, устанавливаемых администрацией при приеме на работу или на основе аттестации в соответствии с квалификацией и должностными обязанностями.
Тарифно-квалификационный справочник содержит перечень профессий и основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к исполнителям соответствующей квалификации.
Используются две основные формы оплаты :
1. при повременной форме оплаты труда величина заработка зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки (оклада).
Обычно применяется в отношении руководителей, специалистов и служащих, а также тех рабочих, результаты деятельности которых не требуют точного измерения. Она используется в виде двух систем: простая повременная (Зповр=Сч*Т) и повременно премиальная (Зповрем-пp.=Зповремен+Д прем;
Сч – часовая тарифная ставка (руб.)
Т - отработанное время (фиксируется в табеле учета использования рабочего времени),час.
Дпрем - доплата премиальная
Дпрем= %Дпрем /100*3поврем).
2. При сдельной форме оплаты труда заработок зависит от количества фактически произведенной продукции и затрат времени на ее изготовление. Используемые системы:
- прямая сдельная (сколько сделал – столько получил):
Зсд=Рсд*Nфакт., где
Рсд – расценка сдельная, т.е. стоимость выполнения единицы работы, изготовления единицы изделия на определенной операции по определенному разряду;
Nфакт. – фактическое количество изготовленных изделий
- сдельно-премиальная – кроме заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение норм.
Зсд-пp.=Зсд+Дпрем; Дпрем= %Дпрем /100*3сд
- косвенно-сдельная – применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием основных.
- сдельно-прогрессивная – выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по действующим прямым сдельным расценкам, а вся дополнительная выработка, полученная сверх этой нормы – по повышенным расценкам. Эта система вводится обычно временно (на 3-6 мес.) на участках основного производства, где сложилась неблагоприятная ситуация с выполнением плана выпуска продукции.
- аккордно-сдельная система – размер оплаты труда устанавливается за весь объем работы. Вводится для отдельных групп рабочих для усиления их материальной заинтересованности в повышении производительности труда и сокращении сроков выполнения работы.
Сдельную оплату не рекомендуется использовать, если ухудшается качество продукции и нарушаются технологические режимы, ухудшается обслуживание оборудования и другие требования техники безопасности
2. Бестарифная система – это распределительный вид оплаты труда, при котором заработок работника ставится в полную зависимость от конечных результатов работы всего коллектива. Коллективная оплата труда по конечному результату ставит заработок работника в зависимость от итогов труда коллектива. Фонд з/пл начисляется по коллективным расценкам, и каждому работнику на основании его прошлых заслуг присваивается квалификационный коэффициент, отражающий потенциальный вклад в конечные результаты, а также коэффициент трудового участия, оценивающий текущий вклад.
Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, а также соотношение их размеров между отдельными категориями персонала, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах.
18. Состав фонда з/пл. Трудовой Кодекс об оплате труда. Выплаты социального характера
Фонд оплаты труда включает все денежные выплаты работникам предприятия по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам, премии, доплаты и все виды надбавок.
Премия - неординарное вознаграждение в особых случаях, выплачивается за достижение каких-либо конкретных результатов. Может быть индивидуальной или коллективной. Величина премии может быть изменчива, носить разовый характер.
Помимо основной з/пл важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная з/пл в форме доплат и надбавок.
Надбавки выплачиваются за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, выполнение особо важных работ и проч. Они должны стимулировать исполнителей к достижению высоких показателей. Надбавки включаются в з/пл, выплачиваются ежемесячно.
С помощью доплат компенсируются повышенные затраты труда, возникающие вследствие совмещения профессий, должностей, руководства или неблагоприятных условий труда, если их нельзя улучшить.
Действующее в РФ законодательство предусматривает, что вознаграждение каждого работника зависит от количества и качества затрачиваемого им труда и максимальным размером не ограничивается.
При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке (карту).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Работодатели, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК и иными федеральными законами.
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях.
Выплаты социального характера включают в себя: льготное питание, продажу собственной продукции предприятия работникам со скидкой, оплату расходов на проезд к месту работы и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, оплату больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов их семей за счет предприятия.
19. Затраты предприятий. Методы группировки затрат на производство и реализацию продукции
Под себестоимостью понимают затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Все они группируются 2-мя основными методами:
I. По экономическим элементам, т.е. все затраты сгруппированы в соответствии с их экономическим содержанием:
1. Материальные затраты за вычетом возвратных отходов.
2. Затраты на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды: a)ЕCH. б)страховые тарифы на соц.страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, ставки устанавливаются для 32 классов профессионального риска.
4. Амортизация.
5. Прочие затраты.
Этот метод используется для составления сметы затрат на производство и определения структуры себестоимости.
II. Затраты могут быть сгруппированы по статьям калькуляции, которые устанавливаются предприятием самостоятельно. Используются следующие типовые статьи калькуляции:
1. Сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов.
2. Вспомогательные материалы
З. Топливо и энергия для технологических целей.
4. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.
5. Основная з/пл производственных рабочих (оплата отработанного времени и выполненной работы, стимулирующие выплаты и надбавки и компенсационные выплаты и надбавки, связанные с условиями труда и режимом работы)
6. Дополнительная з/пл (т.е. оплата неотработанного времени - отпусков, учебных отпусков, укороченного рабочего дня несовершеннолетних, дней выполнения государственных и общественных обязанностей).
7. Отчисления на социальные нужды.
8. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭО – часто эти затраты включают в состав ОПР)
9. Общепроизводственные расходы – расходы, связанные с управлением цехом (ОПР).
_______________________________________
Итого Себестоимость цеховая (Сцех.)
10. Общехозяйственные расходы (ОХР – расходы связанные с управлением предприятием (командировочные, з/пл служащих, почтово-телеграфные расходы и др.).
_______________________________________
Итого Спроизводственная =Сцех+ОХР
11. коммерческие расходы (внепроизводственные), т.е. расходы по сбыту, которые несет изготовитель продукции (в т.ч. расходы на рекламу)
_______________________________________
Всего Сполная (коммерческая) = Спроизв. + Коммерческие расходы
при затратном методе ценообразования она является основой для расчета цен.
Объектом калькулирования может быть изделие, партия изделий, работа, услуга.
Этот метод группировки учитывает производственное назначение осуществленных расходов.
20. Классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции
1ый признак - по способу отнесения затрат на конкретное изделие. Они делятся на:
- прямые – могут быть непосредственно определены на изделие по установленным нормам, расценкам.
- косвенные - рассчитать на изделие прямым счетом невозможно (РСЭО, ОПР, ОХР), для их определения составляют сметы косвенных расходов, а потом производят распределение полученных сумм пропорционально какой-либо условно принятой базе. В качестве базы чаще всего используют прямые материальные затраты;основную з/пл производственных рабочих; общую сумму прямых затрат. Коммерческие расходы распределяют пропорционально производственной себестоимости.
2ой признак - по отношению к изменению объема производства – все затраты делят на:
- условно-постоянные - не зависят от изменения объема производства в определенном диапазоне выпуска, на единицу продукции они изменяются (з/пл управленческого персонала с отчислениями, арендная плата, амортизация, % за банковский кредит, сумма налогов, расходы на содержание зданий, сооружений, на мед. страхование и др.)
- условно-переменные - находятся в прямой зависимости от изменения объема производства, в расчете па 1ед. продукции они не изменяются.
3ий признак - по связи с производственным процессом – все затраты делятся на:
- основные - связаны с проведением производственных процессов и неизбежны при любой организации пр-ва (материалы, з/пл рабочих).
- накладные - связаны с управлением предприятием и зависят от рациональности принятой структуры управления (ОПР и ОХР).
4ый признак - по составу все затраты делятся на:
- простые - состоят из 1-огo экономического элемента (сырье и материалы, топливо, з/пл.).
- комплексные - из включающих несколько экономических элементов (ОПР, ОХР, РСЭО).
21. Косвенные расходы и методы их распределения
Косвенные расходы связаны с управлением работой цеха, предприятия в целом и одновременно относятся ко всем видам выпускаемой продукции. К ним относятся: ОПР, ОХР и коммерч. расходы. Их нельзя прямо отнести на себестоимость изделия. В конце отчетного периода они распределяются между видами продукции пропорционально условно выбранной базе распределения:
- пропорц. прямым расходам на оплату труда
- пропорц. прямым материальным затратам
- пропорц. сумме прямых затрат
- пропорционально выручке.
Предприятия самостоятельно выбирают экономически обоснованную базу распределения в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями.
Смета ОПР включает затраты на содержание аппарата управления цеха, амортизацию зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования, содержание и текущий ремонт зданий и сооружений, эксплуатацию транспортных средств, затраты на изобретательство и рационализацию, затраты па мероприятия по охране труда, затраты на текущий ремонт оборудования и транспортных средств. Распределяются ОПР пропорционально: прямым материальным затратам, объему продукции, основной з/п производственных рабочих.
Смета ОХР включает: а) расходы на управление предприятием, з/п аппарата управления с отчислениями, затраты на командировки, канцелярские, почтово-телеграфные расходы; б)ОХР, амортизацию ОС общезаводского назначения, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, расходы на подготовку кадров; в)Налоги, сборы, отчисления и прочие платежи относимые на себестоимость продукции. Сюда включают: арендную плату, плату за банковский кредит, платежи по обязательному страхованию имущества, работников и др.; г) общезаводские непроизводительные расходы. Распределяются 0XР аналогично ОПР.
Коммерческие расходы - это расходы по сбыту, оплачиваемые поставщиком: на тару и упаковку на складах готовой продукции, на транспортировку, погрузку, расходы на рекламу, комиссионные сборы и отчисления. Распределяются коммерческие расходы пропорционально производственной себестоимости.
- 1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
- 2.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности их характеристики.
- 3.Объединение лиц и капиталов, их различие. Характеристика товариществ, ао, кооперативов
- 4. Создание и юридическое оформление нового предприятия. Состав учредительных документов. Типовой устав предприятия.
- 5. Малое предпринимательство.
- 6.Состав и структура основных средств (ос) предприятия. Методы оценки стоимости ос
- Методы оценки ос:
- 7. Износ и амортизация ос. Методы расчета амортизационных отчислений.
- 8. Лизинг: виды и назначение
- 9. Нематериальные активы (на): понятие, оценка, амортизация
- 10. Состав, структура, источники формировании оборотных средств (ОбС)
- 11. Основные виды запасов материальных ресурсов. Определение потребности в собственных ОбС
- 12.Показатели использования ОбС. Пути ускорении оборачиваемости. Факторинг. Влияние управления ОбС на конечные результаты работы предприятия.
- Пути ускорения оборачиваемости
- 13. Материально-техническое обеспечение на предприятии. Выбор поставщика
- 14. Организация сбыта произведенной продукции, выбор каналов распределения. Заключение договоров на поставку
- 15.Кадровый потенциал предприятия. Классификация персонала на предприятии. Качественные и количественные характеристики
- 16. Производительность труда. Показатели измерения, факторы и резервы роста
- 17. Организация оплаты труда на пред-ии. Формы и системы оплаты труда обоснование выбора
- 22 Характеристика постоянных и переменных затрат. Определение точки самоокупаемости
- 23. Основные виды и стpуктуpa цен. Порядок расчета. Факторы, влияющие на уровень цены
- 24. Виды стратегий ценообразования. Определение цены и ее адаптация
- 25. Прибыль предприятия, порядок расчета и распределения. Налог на прибыль
- 26. Понятие и виды инвестиций
- 27. Определение эффективности инвестиций
- 28. Назначение и содержание бизнес-плана
- 30. Маркетинговый подход к деятельности предприятия. Маркетинговые концепции
- 31. Маркетинговые исследования. Маркетинговая информация
- 32. Сегментирование рынка и позиционирование товара.
- 33. Разработка новых товаров. Основные этапы разработки товара-новинки. Жцт
- 34. Конкурентоспособность товара. Качества, характеризующие конкурентоспособность. Оценка уровня конкурентоспособности
- 35. Товарный знак, марка. Условия и необходимость применения
- 31. Планирование бренд-стратегии предприятия на рынке
- 37. Стандартизация и сертификация продукции. Понятие о международной системе исо-9000, 14000
- 38. Система всеобщего управления качеством. Основные положения
- 39. Основные виды и средства рекламы. Выбор рекламы в зависимости от этапов жцт. Основные требования к рекламе
- 40. Управление системой продвижения продукции
- 41. Основные задачи проведения «Паблик Рилейшнз». Методы пр
- 42. Упаковка товара. Основные требования к упаковке и маркировке
- 43. Планирование пр-ва и сбыта продукции. Формирование портфеля заказов
- 44.Конкуренция – основа рыночной экономики. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство.
- 45.Основные направления воздействия государства на экономику предприятия. Система налогообложения.
- Классификация налогов
- 46. Типы производства, их технико-экономические характеристики
- 47. Состояние спроса и формы маркетинга
- 48. «Емкость» рынка: назначение и оценка
- 49. Понятие товара и его классификация. Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Их характеристики
- 50. Виды вэд. Формы выхода на международные рынки.
- 4 Вида внешнеторговых операций:
- 51. Тарифно-таможенное регулирование вэд.
- 3 Категории:
- 54. Цена товара и способы ее определения.
- 55. Базисные условия поставок.
- 56. Понятие страны происхождения товара.
- 57. Классификация товаров в соответствии с тн вэд.
- 58. Понятие личности в психологии. Процесс социализации и формирования личности
- 59. Составление психологического портрета
- 60. Потребности и мотивы поведения личности, как факторы побуждения ее к активности
- 61. Основные свойства и качества личности и их влияние на успешную деятельность
- 62. Значение группы в жизни индивида.Признаки зрелости группы
- 63. Социальные нормы и роли, как регуляторы отношений. Статус личности в группе
- 64. Профилактика конфликтов и стрессов на производстве.
- 65. Организация эффективного делового общения рук-ля
- 66. Профессиональная этика, этикет. Культура руководителя.
- 67. Должность и должностные полномочия. Рационализация должностных полномочий
- 68. Принципы кадровой политики, стратегии, планирование кадров. Значение прогнозирования в кадровой работе.
- 69. Организация набора кадров. Методы отбора. Профессиография. Адаптация на производстве.
- 70.Развитие персонала. Профобучение. Аттестация. Деловая карьера.
- 71.Регламентирующие документы по персоналу. Трудовой договор. Учет кадров. Документы по труду и з/п.
- 72.Понятие менеджмента, подходы к определению менеджмента.
- 73. Школы управления.
- 74.Основные подходы к управлению.
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход к управлению
- 75. Организация и её характеристики. Составляющие успеха организации.
- 76. Роль менеджера в организации. Уровни управления и характеристики управленческого труда.
- 77.Системный подход. Организация как открытая система.
- 78. Ситуационный подход. Внутренняя среда организации.
- 79.Ситуационный подход. Внешняя среда организации.
- 80.Методы управления. Механизм действия методов управления.
- 81. Социальная ответственность. Этика управления.
- 82.Коммуникации в организации, их виды, значения.
- 83. Барьеры межличностных и организационных коммуникаций.
- 84.Виды и характер управленческих решений. Среда принятия решений.
- 85. Миссия организации. Факторы выработки , цели формулирования.
- 86.Цели организации, основные характеристики целей, постановка целей.
- 87. Организационный процесс: взаимодействия полномочий. Делегирование полномочий.
- 88. Построение организаций. Бюрократические организационные структуры, адаптивные организационные структуры.
- 89.Содержаиельные теории мотивации Маслоу, Макклеланда, Герцберга.
- 90.Процессуальные теории мотивации.
- 91.Структуры и виды управленческого контроля. Процесс контроля основные этапы
- 92.Руководство в организациях. Власть и личное влияние. Формы власти и влияния
- 93.Лидерство и основные теории лидерства. Стили руководства.
- 94.Конфликты в организации, стадии их протекания и пути разрешения.
- 95. Деловые переговоры. Метод позиционного торга. Принципиальный метод ведения переговоров.
- Планирование
- 3. Дискуссия
- 96. Экономический риск. Факторы, определяющие экономический риск. Методы снижения экономического риска.
- 97.Производственный менеджмент. Производственная стратегия, фирмы в зависимости от колебания спроса
- 98. Организационная культура. Понятие и содержание. Основные стадии развития организационной культуры.
- 99. Стратегическое управление. Понятие и сущность стратегии. Необходимость определения стратегии.
- 100.Конкурентный анализ. Модель пяти конкурентных сил.
- 101. Анализ портфеля продукции. Матрица Рост-доля рынка.
- 102. Методы анализа среды. Ксг
- 103.Методы анализа среды. Прок
- 104.Методы анализа среды. Свот
- 105. Типы стратегий развития бизнеса.