logo
госы шпоры

92.Руководство в организациях. Власть и личное влияние. Формы власти и влияния

Руководство организацией осуществляет управляющий, который назначается и которому делегируются полномочия.

Управление – процесс, в результате которого подчиненные выполняют возложенные на них обязанности и решают определенные задачи.

Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Средства влияния разнообразны: от просьбы, высказанной шепотом до угрозы увольнения.

Власть - это возможность влиять на поведение других. Для достижения эффективного функционирования организа­ции необходимо надлежащее применение власти. Если руководи­тель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффектив­но управлять организацией.

Власть может иметь разнообразные формы:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий руководитель имеет возможность наказывать .

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность через вознаграждение.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность, т.к. обладает специальными знаниями.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики и свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная власть (традиционная власть). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и, что его долг эти приказания исполнять.

Убеждение и участие – это формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству.

Убеждение – эффективная форма передачи своей точки зрения. Убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Используя убеждение, руководитель признает некоторую зависимость от исполнителя. Для убеждения пользуются логикой и эмоциями.

Слабая сторона такого влияния – медленное воздействие и неопределенность, в отличие от других форм имеет одноразовый характер.

Влияние через участие – привлечение трудящихся к управлению.

Участие в принятии решений основывается на потребностях высокого уровня – потребностях во власти, компетентности, успехе или самовыражении. Этот подход можно использовать только тогда, когда эти потребности являются активными мотивирующими факторами.