logo
госы шпоры

48. «Емкость» рынка: назначение и оценка

Исследуя рынок, предприниматели пытаются получить ответ на вопрос о целесообразности внедрения на этот рынок. Для этого нужно сравнить затраты на внедрение с величиной дохода от продаж. С этой целью определяют емкость рынка и возможную долю фирмы на нем.

Емкость рынка – годовой объем продаж товара или оказания услуг на данном рынке, она зависит от экономической и политической ситуации в стране, на нее влияет уровень доходов, тенденций развития отдельных отраслей.

Определение емкости рынка предполагает оценку численности потребителей и прогнозирование среднего уровня потребления. В этом случае расчет потенциальной емкости рынка (V) осуществляется следующим образом:

V=К*N, где К-предполагаемый объем потребления данного товара одним потребителем в течение определенного периода; N-максимальное число потребителей, готовых приобрести данный товар в течение определенного периода.

Предполагаемый объем потребления определяется как на основе фактического потребления в предшествующих периодах, так и на основе специально разрабатываемых нормативов. Применительно к потребительским товарам рассчитываются рациональные нормы потребления, минимальные потребительские бюджеты для различных категорий населения, нормы прожиточного минимума. Расчет емкости рынка товаров производственного назначения базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу производимого товара).

Для оценки емкости в расчет принимают все национальное пр-во, экспорт и импорт товаров: Е=П-Э+И

В том случае, если определена потенциальная емкость рынка, оценена активность конкурентов, фирма получает представление о вероятных доходах на этом рынке и решает внедряться в него или нет, и на какую долю рынка она может рассчитывать.