logo
госы шпоры

69. Организация набора кадров. Методы отбора. Профессиография. Адаптация на производстве.

Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. В основе этого процесса лежит подготовка должностной инструкции

Должностная инструкция является описанием основных функций, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность.

Квалификационная карта, подготавливаемая совместно руководителем подразделения и специалистами по человеческим ресурсам на основе должностной инструкции, представляет собой набор квалификационных характеристик

Карта компетенции, профессиорафия(портрет идеального сотрудника) позволяет преодолеть этот недостаток и облегчает работу сотрудников отдела человеческих ресурсов, занятых приемом на работу. Компетенции представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления.

Для привлечения кандидатов организация может использовать ряд методов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Поиск внутри организации....

  2. Подбор с помощью сотрудников.

  3. Самопроявившиеся кандидаты.

  4. Объявления в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в прессе.

  5. Выезд в институты и другие учебные заведения.

  6. Государственные агентства занятости.

  7. Частные агентства по подбору персонала.

Подбор кандидатов является основой для следующего этапа - отбора будущих сотрудников организации. Содержание этого этапа во многом зависит от традиций, особенностей (культуры) организации, принимающей новых сотрудников, а также характера должности, на которую подбирается кандидат, однако в общем виде может быть представлено следующей схемой:

Первичный отбор Собеседование с сотрудниками отдела человеческих ресурсов Справки о кандидате Собеседование с руководителем подразделения Испытание Решение о найме

Первичный отбор начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущему сотруднику. Методы первичного отбора зависят от бюджета, стратегии, культуры компании и относительной важности данной должности для организации. Наиболее распространенными в настоящее время методами являются - анализ анкетных данных, тестирование, экспертиза почерка.

Анализ анкетных данных (или анализ биографических данных

ТЕСТЫ

На физ.способности

На умственные

Имитационные

комплексные

Экспертиза почерка

Собеседование с сотрудниками отдела человеческих ресурсов. Цель этих собеседований заключаются в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника

Собеседование с линейным руководителем. Если руководитель подразделения удовлетворен результатами собеседования, проведенного сотрудником отдела человеческих ресурсов, он назначает встречу с кандидатом. Руководитель оценивает степень своей личной профессиональной совместимости с кандидатом и вероятностью успешной интеграции последнего в подразделении.

Выбор кандидата и предложение. На основе анализа результатов собеседования руководитель подразделения (с участием специалиста по человеческим ресурсам) выбирает кандидата, который по его мнению наиболее подходит для данной должности.

Интеграция новых сотрудников в организацию Интеграция начинается с процесса ориентации, т.е. получения сотрудником информации об организации, в которой он начинает работать.

Адаптация — процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.

  1. форма введения в должность-это совокупность процедур ускоряющих освоение новичка в должности

2.адаптация на рабочем месте- приспособление к условиям труда и социальной среде.

Этапы адаптации.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка -если сотрудник имеет специальную подготовку, и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным .

Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями. Этап 3. Действенная адаптация. - приспособлении новичка к своему статусу . Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Стратегии адаптации:

Выжидательная – состоит в постепенном глубоком изучении ситуации, проблем подразделения и особенностей работы предшественника.

Критическая – все предшествующее оценивается негативно

Традиционная – действия по проторенной дороге

Рациональная – определения главного направления и на нем сосредоточения всех усилий.