logo
госы шпоры

63. Социальные нормы и роли, как регуляторы отношений. Статус личности в группе

Нормы – это система требований, правил, которые регулируют отношение людей в группе.

На производстве нормы, действующие в коллективе, определяются 3-мя сферами влияний:

1) законы или юридические нормы

2) правила и нормы, принимаемые на предприятии (устав фирмы, правила внутреннего распорядка, должностные обязанности)

3) принятые в социальной среде нормы общения в виде традиций, ритуалов, неписаных законов.

На них оказывает влияние национальная культура, специфика профессий, принадлежность к определенной социальной среде.

Нормы делают человека предсказуемым, ориентируют в ситуации выбор, модели поведения.

Роли – требование к личности в конкретной ситуации.

Каждый человек постоянно исполняет множество ролей, каждая из которых четко определена. Незнание роли или невыполнение ее требований ведет к личностным ошибкам, неудачам, проблемам взаимодействия с другими людьми.

Перенос требований с одной роли на другую ведет к конфликту ролей (руководитель – родитель, родитель – прохожий

Роль человека на предприятии определяется названием должности, присвоением категории, должности. Более детально роль определена должностной инструкцией.

Она обычно имеет следующую структуру.

Должностная инструкция:

1) общее положение – определено кто принимает на работу, какими качествами должен обладать претендент (уровень образования, наличие практического опыта работы, в том числе в данной сфере, владение специальными данными, знаниями языков, владения компьютерными программами)

2) функции или обязанности – дается описание основных направлений деятельности, круг решаемых задач

3) права – должны быть достаточными для выполнения закрепленных обязанностей, обеспечивать их выполнение

4) ответственность: форма ответственности, форма отчетности, их сроки, кто контролирует работу и оценивает

5) взаимодействие: специалисты, подразделение, организации, с которыми взаимодействуют специалисты

6) директивные документы содержат перечень основных документов, которые регулируют деятельность, они должны быть у специалиста, их надо знать и выполнять.

Статус личности – это ее положение в социальной группе.

Статус определяется возможностью влиять на поведение и деятельность члена группы. Связан с понятием авторитета и лидерства.

Официальный статус определяется должностью, рангом, закрепленным документом, подтвержденным таким документом, как доступ к информации, материальным средствам предприятия.

Неофициальный статус отражает подлинную картину влияния человека на окружающих членов группы и связан с личными деловыми качествами, наличием опыта, востребованностью этих качеств.

Статус человека в разных группах неодинаков. Статус может как повышаться, так и понижаться.