67. Должность и должностные полномочия. Рационализация должностных полномочий
Должность – это штатная единица организации в её структуре. Характеризуется совокупностью прав, обязанностей, ответственности работника, выполняемыми функциями, границами компетентности, правовыми положениями.
Все функции работника производны от функций подразделения. Персональное юридическое закрепление должности делает её носителя должностным лицом.
Должностное лицо имеет право:
- подписи – позволяет распоряжаться людскими и информационными материальными ресурсами
- право визировать документ – возможность содействовать или препятствовать действиям
- право участвовать в разработке документов – дает возможность оценить предложение других, предлагает свои варианты
- право контроля – возможность проверять, анализировать как выполняется решение.
Каждое должностное лицо обладает компетенцией, на него возложены конкретные задачи, функции им выполняемые должны соответствовать средним возможностям, быть разнообразными, сочетаться функциями других работников. Наименование должности отражает содержание труда.
Каждая должность определяется полномочиями, т.е. официально предоставленными правами и обязанностями.
Распорядительные – обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть линейными и функциональными.
Линейные – предполагают наличие прямой должностной связи между руководителями исполнителями.
Функциональные – осуществляются в условиях косвенной связи. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим руководителям.
Рекомендательные – при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям по узким вопросам.
Контрольно-отчетные – предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей. Требовать от них предоставления обязательной информации, осуществляет её анализ и направлять её результаты вместе с собственными выводами соответствующие инстанции
Координационные - реализуются в процессе выработки и принятия совместных решений. Лица которые ими наделяются, имеют право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры.
Согласительные- их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий. Они делятся на предостерегающие и блокирующие..
Предостерегающими располагает юрист – он проверяет соответствие решений руководителей действующим правовым нормам, указывает на содержание в них ошибок и предлагает исправит, в противном случае, он не поставит на них визы.
Блокирующими или параллельными полномочиями обладает глав. бух.. Без его согласия и личной подписи, не один денежный документ связанный с затратой денежных средств вообще не может появится.
пути рационализации должностной структуры
организация стремится создать структуру работников в соответствии с объемами работ , чтобы избежать нерационального использования кадрового ресурсами экономических потерь. Основной документ определяющий структуру работников – штатное расписание, утверждается руководителем на начало года и определяет систему взаимодействия должностей , фонт оплаты труда. На основе этого документа разрабатываются все остальные документы по персоналу.
Одна из форм рационализации – совмещение должностей – выполнение сотрудником в течение рабочего дня нормальной продолжительности дополнительных работ по одной или нескольким должностям:
Основные виды совмещения:
Эпизодическое, периодически повторяющееся, постоянное
По объемам работ:
Частичное, полное
По способу организации труда:
Последовательное, параллельное – одновременное
По уровню сложности:
Одинаковым, различным
По количеству людей исполнителей
Индивидуальное, коллективное
- 1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
- 2.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности их характеристики.
- 3.Объединение лиц и капиталов, их различие. Характеристика товариществ, ао, кооперативов
- 4. Создание и юридическое оформление нового предприятия. Состав учредительных документов. Типовой устав предприятия.
- 5. Малое предпринимательство.
- 6.Состав и структура основных средств (ос) предприятия. Методы оценки стоимости ос
- Методы оценки ос:
- 7. Износ и амортизация ос. Методы расчета амортизационных отчислений.
- 8. Лизинг: виды и назначение
- 9. Нематериальные активы (на): понятие, оценка, амортизация
- 10. Состав, структура, источники формировании оборотных средств (ОбС)
- 11. Основные виды запасов материальных ресурсов. Определение потребности в собственных ОбС
- 12.Показатели использования ОбС. Пути ускорении оборачиваемости. Факторинг. Влияние управления ОбС на конечные результаты работы предприятия.
- Пути ускорения оборачиваемости
- 13. Материально-техническое обеспечение на предприятии. Выбор поставщика
- 14. Организация сбыта произведенной продукции, выбор каналов распределения. Заключение договоров на поставку
- 15.Кадровый потенциал предприятия. Классификация персонала на предприятии. Качественные и количественные характеристики
- 16. Производительность труда. Показатели измерения, факторы и резервы роста
- 17. Организация оплаты труда на пред-ии. Формы и системы оплаты труда обоснование выбора
- 22 Характеристика постоянных и переменных затрат. Определение точки самоокупаемости
- 23. Основные виды и стpуктуpa цен. Порядок расчета. Факторы, влияющие на уровень цены
- 24. Виды стратегий ценообразования. Определение цены и ее адаптация
- 25. Прибыль предприятия, порядок расчета и распределения. Налог на прибыль
- 26. Понятие и виды инвестиций
- 27. Определение эффективности инвестиций
- 28. Назначение и содержание бизнес-плана
- 30. Маркетинговый подход к деятельности предприятия. Маркетинговые концепции
- 31. Маркетинговые исследования. Маркетинговая информация
- 32. Сегментирование рынка и позиционирование товара.
- 33. Разработка новых товаров. Основные этапы разработки товара-новинки. Жцт
- 34. Конкурентоспособность товара. Качества, характеризующие конкурентоспособность. Оценка уровня конкурентоспособности
- 35. Товарный знак, марка. Условия и необходимость применения
- 31. Планирование бренд-стратегии предприятия на рынке
- 37. Стандартизация и сертификация продукции. Понятие о международной системе исо-9000, 14000
- 38. Система всеобщего управления качеством. Основные положения
- 39. Основные виды и средства рекламы. Выбор рекламы в зависимости от этапов жцт. Основные требования к рекламе
- 40. Управление системой продвижения продукции
- 41. Основные задачи проведения «Паблик Рилейшнз». Методы пр
- 42. Упаковка товара. Основные требования к упаковке и маркировке
- 43. Планирование пр-ва и сбыта продукции. Формирование портфеля заказов
- 44.Конкуренция – основа рыночной экономики. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство.
- 45.Основные направления воздействия государства на экономику предприятия. Система налогообложения.
- Классификация налогов
- 46. Типы производства, их технико-экономические характеристики
- 47. Состояние спроса и формы маркетинга
- 48. «Емкость» рынка: назначение и оценка
- 49. Понятие товара и его классификация. Товарный ассортимент и товарная номенклатура. Их характеристики
- 50. Виды вэд. Формы выхода на международные рынки.
- 4 Вида внешнеторговых операций:
- 51. Тарифно-таможенное регулирование вэд.
- 3 Категории:
- 54. Цена товара и способы ее определения.
- 55. Базисные условия поставок.
- 56. Понятие страны происхождения товара.
- 57. Классификация товаров в соответствии с тн вэд.
- 58. Понятие личности в психологии. Процесс социализации и формирования личности
- 59. Составление психологического портрета
- 60. Потребности и мотивы поведения личности, как факторы побуждения ее к активности
- 61. Основные свойства и качества личности и их влияние на успешную деятельность
- 62. Значение группы в жизни индивида.Признаки зрелости группы
- 63. Социальные нормы и роли, как регуляторы отношений. Статус личности в группе
- 64. Профилактика конфликтов и стрессов на производстве.
- 65. Организация эффективного делового общения рук-ля
- 66. Профессиональная этика, этикет. Культура руководителя.
- 67. Должность и должностные полномочия. Рационализация должностных полномочий
- 68. Принципы кадровой политики, стратегии, планирование кадров. Значение прогнозирования в кадровой работе.
- 69. Организация набора кадров. Методы отбора. Профессиография. Адаптация на производстве.
- 70.Развитие персонала. Профобучение. Аттестация. Деловая карьера.
- 71.Регламентирующие документы по персоналу. Трудовой договор. Учет кадров. Документы по труду и з/п.
- 72.Понятие менеджмента, подходы к определению менеджмента.
- 73. Школы управления.
- 74.Основные подходы к управлению.
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход к управлению
- 75. Организация и её характеристики. Составляющие успеха организации.
- 76. Роль менеджера в организации. Уровни управления и характеристики управленческого труда.
- 77.Системный подход. Организация как открытая система.
- 78. Ситуационный подход. Внутренняя среда организации.
- 79.Ситуационный подход. Внешняя среда организации.
- 80.Методы управления. Механизм действия методов управления.
- 81. Социальная ответственность. Этика управления.
- 82.Коммуникации в организации, их виды, значения.
- 83. Барьеры межличностных и организационных коммуникаций.
- 84.Виды и характер управленческих решений. Среда принятия решений.
- 85. Миссия организации. Факторы выработки , цели формулирования.
- 86.Цели организации, основные характеристики целей, постановка целей.
- 87. Организационный процесс: взаимодействия полномочий. Делегирование полномочий.
- 88. Построение организаций. Бюрократические организационные структуры, адаптивные организационные структуры.
- 89.Содержаиельные теории мотивации Маслоу, Макклеланда, Герцберга.
- 90.Процессуальные теории мотивации.
- 91.Структуры и виды управленческого контроля. Процесс контроля основные этапы
- 92.Руководство в организациях. Власть и личное влияние. Формы власти и влияния
- 93.Лидерство и основные теории лидерства. Стили руководства.
- 94.Конфликты в организации, стадии их протекания и пути разрешения.
- 95. Деловые переговоры. Метод позиционного торга. Принципиальный метод ведения переговоров.
- Планирование
- 3. Дискуссия
- 96. Экономический риск. Факторы, определяющие экономический риск. Методы снижения экономического риска.
- 97.Производственный менеджмент. Производственная стратегия, фирмы в зависимости от колебания спроса
- 98. Организационная культура. Понятие и содержание. Основные стадии развития организационной культуры.
- 99. Стратегическое управление. Понятие и сущность стратегии. Необходимость определения стратегии.
- 100.Конкурентный анализ. Модель пяти конкурентных сил.
- 101. Анализ портфеля продукции. Матрица Рост-доля рынка.
- 102. Методы анализа среды. Ксг
- 103.Методы анализа среды. Прок
- 104.Методы анализа среды. Свот
- 105. Типы стратегий развития бизнеса.