logo
госы шпоры

9. Нематериальные активы (на): понятие, оценка, амортизация

НА - это вложение средств предприятия в нематериальные объекты, используемые в течение длительного времени (более 12 мес.) в производственной деятельности, для целей управления и способные приносить организации экономические выгоды.

Для отнесения к НА у организации должны быть документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.

К НА относят:

- исключительно право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных;

- исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе НА учитывается также деловая репутация организации.

Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется как сумма фактических расходов на приобретение или создание НА. Стоимость НА может погашаться посредством начисления амортизации: линейным методом, нелинейным, методом списания стоимости пропорционально объему продукции.

Применение одного из способов по группе однородных НА производится в течение всего срока их полезного использования, который определяется организацией самостоятельно исходя из:

А) срока действия патента, свидетельства в соответствии с законодательством РФ ;

Б) ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды.

Амортизация НА осуществляется ежемесячно.

НА могут передаваться в пользование другой организации на возмездной основе (кроме наименования места происхождения товаров).

При передаче НА в пользование другой организации важно оценить вознаграждение, выплачиваемое обладателю прав. Оно возможно в форме фиксированных разовых или периодических платежей. В международной практике для определения периодических лицензионных платежей используется термин роялти, а для определения разовых фиксированных платежей – паушальный платеж.

Паушальный платеж представляет собой досрочную единовременную выплату роялти и используется в случаях, когда контроль за показателями деятельности покупателя лицензии затруднен. Для определения суммы платежа ставку роялти привязывают к одному из показателей применения передаваемой технологии: объему производства, объему продаж, величине прибыли.