logo
госы шпоры

73. Школы управления.

1 этап. Начало 20 века – развитие школы научного управления, основатель которой Фредерик Уинс Тейлор.

2 этап – связан с административной школой Анри Файоля

3.этап – появление школы человеческих отношений Эктона Мэйо (30 –е годы 20 столетия)

Тейлору принадлежит идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявление наилучших способов выполнения каждого из них и обучения этому персонала. Особой значение придавалось функции планирования. Согласно концепции Тейлора необходимо оптимально приспособить человека к машине .

Тейлор считал что управление – это тактика

Другой деятель этой школы того времени Генри Форд частично соглашался с Тейлором, но выдвинул ряд свойственных только ему идей.

- Высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов, но не более

- Обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Каждый представитель данной школы внес свой вклад в ее развитие. На основе этого сложились общие принципы, характеризующие всю школу.

  1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи

  2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и их обучения

  3. Обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач

  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности

  5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс

  6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки и формирования функций менеджмента.

Основной заслугой данной школы является доказательство того, что управление- это самостоятельная специальность

Анри Файоль сформулировал принципы управления – основные правила , определяющие построение и функционирование системы управления и важнейшие требовании, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена:

  1. Разделение труда,

  2. власть и ответственность.

  3. Дисциплина.

  4. Единоначалие

  5. Единство руководителя ..

  6. подчинение частным интересов общим.

  7. вознаграждение .

  8. централизация.

  9. Иерархия

  10. Порядок

  11. Справедливость

  12. Устойчивость персонала.

  13. Инициатива.

  14. Корпоративный дух

Теория человеческих отношений Э. МЭЙО

Начало этому направлению положил американский социолог и психолог Элтон Мэйо, Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии. Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачи воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.

В результате были сделаны выводы:

Таким образом, политика человеческих отношений должна включать ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведения свободного времени.