logo
госы шпоры

83. Барьеры межличностных и организационных коммуникаций.

Наиболее значимыми и эффективными считаются межличностные коммуникации, т.к. именно при межличностном обмене легче всего разъяснять ситуацию, особенно если они характеризуются неоднозначностью, двусмысленностью, поэтому выделяются межличностные барьеры, которые могут возникать в ходе такого обмена:

1. в восприятии

2. в семантики

3. в обмене невербальной информацией

4. в плохом слушании

5.некачественная обратная связь.

В восприятии: человек реагирует не на то, что происходит на самом деле, а на то, как он воспринимает это происходящее и т.к. у людей разные интересы, уровень интеллекта, жизненный опыт, то одну и туже ситуацию (информацию) они воспринимают по разному.

В семантики: смысловое значение слов, фраз, выражений - семантика. Т.к. одну и туже фразу можно воспринимать по разному, здесь также возможны расхождения в понимании информации.

В обмене невербальной информацией: вербальные символы - слова и все остальное (жесты, мимика, позы, внешний вид и т.д.) относятся к невербальной символике.

Невербальные символы способны не просто передавать информацию, но также создавать шумы и подавлять вербальные символы.

Плохое слушание: хорошее слушание означает соблюдение как минимум 3 моментов:

1. не мешать человеку высказаться

2. способность услышать в излагаемом сообщение конкретные факты

3. способность понимать чувства собеседника (это не значит соглашаться с ним - эмпатия).

Соблюдение этих моментов гарантирует лучшее понимание ситуации, установления доверительных отношений, возможность контактов в будущем.

Для более эффективного коммуникационного процесса рекомендуется соблюдение следующих правил:

1. проясняйте свои идеи перед началом их передачи

2. будьте восприимчивы к семантическим проблемам, т.е. старайтесь избегать двусмысленных фраз и выражений

3. следите за языком своих поз, жестов и интонации, чтобы не посылать противоречивых интонаций

4. излучайте эмпатию и открытость (эмпатия - способность «влезть в шкуру» собеседника)

5. добивайтесь установления обратной связи.