logo
госы шпоры

100.Конкурентный анализ. Модель пяти конкурентных сил.

Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

Анализ рыка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., а также с точки зрения стоимости рабочей силы.

С У занимается изучением того, как фирма может создавать конкурентное преимущество и развивать его. Анализ конкуренции проводится на основе Модели «5-ти сил конкуренции».

1. угроза появления новых конкурентов

2. угроза появления товаров-заменителей

3. способность поставщиков торговаться

4. способность покупателей торговаться

5. соперничество между имеющимися фирмами

Интенсивность конкуренции резко различается на разных рынках. Американский ученый Майкл Портер объединил силы определяющие конкурентный климат в отрасли в 5 основных групп. Они влияют на цены, которые могут устанавливать фирмы отрасли на свою продукцию, на издержки, на капиталовложения, необходимые, для того чтобы оставаться конкурентоспособными. «5 сил конкуренции» определяют среднюю прибыльность в отрасли, задавая рамки с которыми должна считаться каждая фирма. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности отрасли, т.к. новые фирмы приносят в отрасль дополнительные мощности, что ведет к росту предложения и снижения цен. Они стремятся отвоевать долю рынка у старых фирм, ужесточая конкуренцию.

Наличие товаров-заменителей ограничивают цену, которую могут назначить действующие в отрасли фирмы. При попытке завысить цену потребители могут переключиться на покупку товаров-заменителей, вызывая в отрасли падение реализации, понижение цен, снижение производства.

Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, навязывают фирмам невыгодные условия сделок, тем самым, снижая их прибыль. Все эти внешние воздействия накладываются конкуренцию внутри отрасли, степень остроты которой также влияет на положение фирмы. При острой конкуренции фирмам приходится нести большие затраты на рекламу и маркетинг, вкладывать крупные суммы в обновление производственных мощностей и научные исследования. Стараясь вытеснить конкурентов, фирмы снижают цены, и в связи с этим снижается прибыль.

От того насколько сильны все эти угрозы в каждом конкретном случае зависит общая конкурентная ситуация в отрасли.

Концепция «5-ти сил конкуренции» - инструмент, позволяющий практически анализировать степень интенсивности конкуренции на конкретных рынках. Именно так действуют фирмы при принятии решений о вступлении в новую для себя отрасль или об уходе из ставшей бесперспективной.