logo
госы шпоры

89.Содержаиельные теории мотивации Маслоу, Макклеланда, Герцберга.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивы – активные движущие силы, определяющие поведение людей.

Современные теории мотивации делятся на:

- содержательные (мотивация через потребности);

-.процессуальные (основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания).

Иерархия потребностей по Маслоу включает:

1.Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе)

2. Потребность в безопасности и уверенности в будущем

3. социальные потребности Удовлетворяются с помощью участия в работе команды, предоставления должности предполагающей общение, создание условий для проявления социальной активности.

4.Потребности в уважении (потребности в самоуважении, в уважении со стороны др. людей, в успехе, престиже и признании).

5. Потребность самовыражения (духовная) (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и роста как личности).

В теории МакКлелланда – теории приобретенных потребностей выделяют:

1 Потребность в успехе, т.е стремление самостоятельно достигать поставленных целей.

2. Потребность в причастности – реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки.

3. Потребность во власти – выражается, как желание воздействовать на других людей (власть авторитета, таланта).

Двухфакторная теория Герцберга. Он выделяет:

1. Гигиенические факторы, связанные с окружающей средой в которой выполняется работа: условия труда, з/плата, межличностные отношения, стиль руководства, гарантии в сохранении работы. Эти факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление у них чувства неудовлетворенности условиями своей деятельности.

2.Мотивации связаны с самим характером и сущностью работы: трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост. Отсутствие этих мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности труда.

Недостатки этой теории связаны с тем, что один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот