logo search
Яковенко А

Основные задачи и принципы прогнозирования.

Цель прогнозирования - сделать понятным процесс разработки решения; помочь проявить базовые тенденции в исследуемой сфере; определить основные критические зоны, учесть риски скачкообразных изменений; предложить варианты стратегий достижения цели управления.

Основные задачи прогнозирования: определение прохождения процесса изменения объекта прогнозирования на протяжении будущего периода; обоснование экономической целесообразности разработки ХР, исходя из имеющихся ресурсов и приоритетов.

Ключевые принципы прогнозирования хозяйственных решений:

Основные источники информации для прогнозирования — статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий, организаций, учреждений; патентно-лицензионная документация; научно-техническая документация с результатами выполнения.

Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора метода ее решение; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата соответственно избранному методу.

Цель, время, условия прогноза и специфика разработки решения определяют комплекс методов и приемов прогнозирования. Для прогнозирования в практической деятельности применяют количественные и качественные методы.

Количественные методы базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, которые характеризуют продуктивную деятельность объекта управления. Современные методы прогнозирования основаны на использовании разных математических теорий. К ним принадлежат функциональный анализ, теория рядов, теория экстраполяции и интерполяции, теория вероятности, математическая статистика, теория случайных функций и случайных процессов, корреляционный анализ, теория распознавания образов.

В основу качественных методов положены экспертные оценки специалистов в сфере принятых решений; например, методы экспертных оценок, мысль жюри (усреднение мыслей экспертов.), модели ожидания потребителя (опрашивание клиентов).

Удачный выбор метода прогнозирования значительно улучшает качество прогноза, поскольку: обеспечивает функциональную полноту, достоверность и точность прогноза; уменьшает временные и материальные затраты на прогнозирование. На выбор метода прогнозирования влияют практическая сущность решаемой проблемы; динамические характеристики объекта прогнозирования в рыночной среде; вид и характер имеющейся информации, типичное представление об объекте прогнозирования; комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуг; период предупреждения и его соотношение с предвиденной продолжительностью рыночного, жизненного цикла; цикла разработки или модификации товара, услуги; требования к результатам прогнозирование и другие особенности конкретной проблемы. Все пересчитанные факторы следует рассматривать в системном единстве, лишь несущественные могут исключаться из рассмотрения.

На практике, выбирая метод прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важные фактора - затраты и точность]. Лучший прогноз, как правило, представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости. В ряде случаев для получения независимых прогнозов используются одновременно несколько методов.

Сущность и принципы анализа хозяйственных решений подчинены законам диалектики и связаны со специфическими принципами анализа:

Главная задача ЛПР заключается в проведении анализа с обеспечением максимального сопоставления разных по своей сущности вариантов действий с учетом факторов — времени, качества объекта, инфляции, риска, неопределенности и т.п. Основные правила обеспечения сравнения альтернативных вариантов: