logo
Яковенко А

8.1. Особенности управления рисками хозяйственной деятельности.

Безоговорочным условием эффективной деятельности субъекта хозяйствования должно стать формирование системы риск-менеджмент на предприятии. В зарубежных странах менеджмент рисков хозяйствования уже давно стал неотъемлемой составляющей системы управления предприятием в целом. Ведь основательный анализ, проведение идентификации, оценки и дальнейшего корректирования степени риска необходимые для: принятия стратегических, инновационных, инвестиционных решений; прогнозирование конъюнктуры рынка, маркетинговых исследований; проведение кредитной политики; формирование и оптимизации диагностики портфеля ценных бумаг.

Поскольку риск является экономической категорией, на его степень можно влиять через формирование и реализацию стратегии, использование определенных средств, принципов, т.е. через создание своеобразного механизма управления рисками — риск - менеджмента. Анализ проблем управления рисками дает возможность выделить наиболее распространенные трактавания данного явления:

Управление рисками — это совокупность действий экономического, организационного, технического характера, направленных на установление видов, факторов, источников риска, оценку величины, разработку и реализацию мероприятий по уменьшению его уровня и предотвращение возможных отрицательных следствий .

    1. Структурная схема риска-менеджмента.

Соответственно современной концепции управления рисками риск-менеджмент можно рассматривать как систему или как процесс. Как система управления риск-менеджмент включает в себя: объекты управления — управляемую подсистему; субъекты управления — руководящую подсистему.

Взаимодействие объектов и субъектов управления в риск -менеджменте может осуществляться при условии информационного обеспечения (наличия статистических, информационных, коммерческих данных). Ведь процесс управления, независимо от его содержания, всегда предусматривает получение, передачу, использование конкретной информации. Любое хозяйственное решение принимается в условиях, когда результаты не определены, а информация ограничена. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью любого мероприятия, когда имеющаяся полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная. Информационное обеспечение можно считать важнейшим элементом в структуре управления риском, от достоверности и качества которой зависит величина предпринимательского риска, принятие правильных хозяйственных решений.

Как на объект, так и на субъект системы управления хозяйственными рисками положено выполнения конкретных функций.

Функциями руководящей подсистемы является организация:

Функции управляемой подсистемы состоят в:

В идеале для функционирования риска-менеджмента должен существовать орган управления рисками с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами. На предприятии должен быть создан специальный подраздел - отдел (или) отделение управления рисками во главе с риском-менеджером (на малых предприятиях обязанности риска-менеджера может выполнять финансовый менеджер). Большинство больших западных фирм имеют в штате специального менеджера по риску, который разделяет ответственность за рискованные решения с другими менеджерами компании (маркетолог, менеджер по персоналу, инженер поз технике безопасности). Он принадлежит к первым помощникам высшего руководства. Риск-менеджер вместе с соответствующими специалистами принимает участие в принятии рискованных решений (выдача кредитов, выбор объекта инвестирования) и ищет способы избегания нежелательных рисков.

Функции менеджера по управлению рисками:

Отдел по управлению предпринимательскими рисками должен заниматься решением практических вопросов, связанных с выявлением риска, ведением статистической и регистрационной обработки инцидентов, разработкой и реализацией мероприятий по повышению безопасности предприятия, осуществлением страховой деятельности, составлением соглашений по страхованию и перестрахованию. Вообще идеологическая задача риска-менеджера и его подразделов - разработка стратегии и принципов управления рисками на предприятии, которые должными быть изложены во внутренних нормативных документах.

Как процесс управления риск-менеджмент предусматривает разработку стратегических и тактических решений. Стратегия риска-менеджмента — это общий долгосрочный курс достижения намеченных целей, в основу которого положено прогнозирование риска и направлений его снижения.

Тактика предлагает конкретные методы и приемы для выбора наиболее оптимального решения и достижение результатов в конкретных условиях. По оценкам исследователей, можно избирать такие виды стратегий управления рисками: индуктивную - сбор, систематизация, обобщение фактов; дедуктивную - выдвижение гипотез и сопоставление их с фактическими данными; положительную - изучение текущей ситуации; нормативную - формирование субъективных представлений о будущих событиях.

Управление рисками охватывает комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности хозяйственной деятельности предприятия и минимизацию (почти или полное устранение) возможных потерь (ущерба) в процессе осуществления тех или других операций.