logo
Яковенко А

2.6. Логистические подходы к принятию решений.

Базируются на предположении, что поведение человека при определенных обстоятельствах будет логической и предвиденной. Считается, что субъекты, которые принимают решение, будут действовать рационально (благодаря точной информации они приходят к логическому выводу относительно решения с желательным результатом). Эффективный процесс принятия решений состоит из таких логических шагов: определение проблемы; выяснение проблемы и очерчивание целей; формирование альтернатив; оценка альтернатив; сравнение прогнозируемого результата по каждой альтернативе с целями; выбор одной из альтернатив, которая наибольшей мерой удовлетворяет поставленные цели. Идея рационального принятия решений имеет место в западном менеджменте.

Процесс принятия решения на стратегическом и оперативном уровне может иметь интуитивный, основанный на суждениях, рациональный ли характер. В случае принятия сугубо интуитивного решения люди выходят из собственного ощущения того, что их выбор правильный. Этот способ присущий творческим личностям с большой потребностью в независимости, деловым эгоизме, эрудицией, широкими интересами. За принятие решений интуитивного характера руководствуются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, предусмотрением, но отсутствует систематический подход к выбору альтернатив. При этом существует очень большой риск ошибок, поэтому эти решения допускаются лишь в крайнем случае, скорее в порядке исключения. Решения, основанные на суждении (адаптационные решения), во многом подобны интуитивным, поскольку на первый взгляд их логика слабо просматривается. В основе этих решений лежат, в отличие от предыдущего случая, знание и осмысление опыта прошлого.

Полезность их и, учитывая здравый смысл, с экстраполяцией на сегодняшний день, избирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прошлом. Однако здравый смысл у людей не всегда превалирует, поэтому данный способ принятия решений не очень надежный, хотя привлекает своей скоростью и дешевизной. Руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые им хорошо знакомы, в результате чего рискует пропустить лучший результат в другой сфере, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения у нее.