logo search
NALOGI / Путеводители октябрь 2011 / ЕНВД

Рекламных площадей (поверхностей) и мест

Нередко собственники или арендаторы рекламных конструкций и транспортных средств рекламные услуги не оказывают, а сдают такое имущество в аренду (субаренду) другим лицам для рекламной деятельности.

В данном случае применять ЕНВД вы не вправе, поскольку услуг непосредственно по распространению (размещению) рекламной информации не предоставляете. Основания - пп. 10, 11 п. 2 ст. 346.26, абз. 34, 35 ст. 346.27 НК РФ. Доходы от такой деятельности облагаются в рамках общей или упрощенной системы налогообложения.

Аналогичный вывод в отношении средств наружной рекламы содержится в Письмах Минфина России от 22.07.2011 N 03-11-06/2/108, от 31.05.2011 N 03-11-06/3/62, от 31.03.2011 N 03-11-06/3/39, от 15.04.2010 N 03-11-11/99. Поддерживают его и суды (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 3822/08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 N А19-1620/08-11-Ф02-4229/08).

В то же время переводится на ЕНВД деятельность ваших арендаторов (субарендаторов), если они используют полученные от вас рекламные конструкции или транспортные средства для распространения (размещения) рекламы.

Например, организация "Альфа" имеет в собственности рекламные конструкции (щиты и перетяжки), которые предоставляет в аренду индивидуальному предпринимателю И.И. Иванову.

Предприниматель оказывает услуги по размещению на указанных конструкциях рекламной информации и в отношении этой деятельности применяет ЕНВД. Доходы организации "Альфа", полученные от сдачи в аренду рекламных конструкций, облагаются в рамках общей системы налогообложения.

Иначе обстоит дело, если такие лица арендуют для размещения рекламной информации только часть площади рекламных конструкций, места для их размещения (например, части фасадов, кровли или иных наружных поверхностей зданий, сооружений), поверхность транспортного средства.

В данном случае арендаторы (субарендаторы) не получают во владение и пользование рекламную конструкцию или транспортное средство полностью. Поэтому их деятельность не соответствует требованиям абз. 34, 35 ст. 346.27 НК РФ и под ЕНВД не подпадает.

Такого подхода придерживаются и контролирующие органы в отношении:

- аренды мест для размещения средств наружной рекламы (Письма Минфина России от 18.12.2008 N 03-11-04/3/562, от 02.12.2008 N 03-11-04/3/537). Кроме того, к такому же выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.04.2009 N Ф09-1824/09-С3;

- поверхностей транспортных средств для размещения рекламы (Письма Минфина России от 30.04.2009 N 03-11-06/3/119, от 28.04.2009 N 03-11-06/3/110, от 26.03.2009 N 03-11-06/3/81, от 20.02.2009 N 03-11-09/64).

Отметим, что при аренде поверхности транспортных средств до 2009 г. вопрос о том, кто должен уплачивать ЕНВД - арендатор или арендодатель, был спорным. Ведь в гл. 26.3 НК РФ прямых указаний относительно этого не было. Налоговые органы считали, что плательщиками ЕНВД в данном случае являлись собственники (владельцы) транспортных средств, поскольку именно они непосредственно распространяют (доводят до потребителей) рекламную информацию. В свою очередь, арендаторы поверхностей транспортных средств систему ЕНВД в отношении размещения рекламы применять не могли (Письма ФНС России от 31.03.2008 N 02-7-11/104@, от 18.01.2008 N 02-7-11/19@).

А финансовое ведомство высказывало иное мнение: деятельность арендатора по распространению и (или) размещению рекламы на арендуемых поверхностях транспортных средств под режим ЕНВД подпадала (Письма Минфина России от 23.03.2007 N 03-11-04/3/78, от 20.07.2006 N 03-11-04/3/354, от 27.03.2006 N 03-11-04/3/156).

Как видим, в настоящее время Минфин России присоединился к позиции налоговиков.