logo
NALOGI / Путеводители октябрь 2011 / ЕНВД

12.5.4. Как до 2008 г. Определялся

ФИЗИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ С УЧЕТОМ ТОГО,

ЧТО ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ

ТОРГОВОЕ МЕСТО, КОТОРОЕ ЯВЛЯЛОСЬ

ЧАСТЬЮ ТОРГОВОГО ЗАЛА

Нередко организации и предприниматели ведут торговлю через арендованные торговые места, которые являются частью торгового зала крупного магазина, павильона или торгового центра. При проведении проверок за периоды до 2008 г. у проверяющих возникают претензии по определению физического показателя в подобных ситуациях.

Они считают, что если торговые точки расположены в торговом зале, то платить ЕНВД нужно исходя из физического показателя "площадь торгового зала". То есть, по сути, имеет место торговля через объект, имеющий торговый зал.

Дело в том, что до 2008 г. при торговле с использованием торговых мест для расчета ЕНВД применялся физический показатель "торговое место" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если для торговли использовалась большая площадь, то применение вместо него физического показателя "площадь торгового зала" позволяло налоговым органам доначислить значительные суммы налога.

Надо сказать, что некоторые суды поддерживали в этом налоговиков (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.07.2009 N Ф03-3397/2009, от 09.06.2008 N Ф03-А73/08-2/1873, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.2007 N Ф04-5391/2007(36995-А75-19) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.10.2007 N 13477/07)).

Но есть и противоположная судебная практика. Суды указывали, что налоговый орган необоснованно отождествлял характеристику здания магазина (павильона) в целом с арендованными торговыми местами. Для целей налогообложения значение имеет соответствие спорных объектов понятиям магазина или павильона. В частности, важно, имеются ли в арендованных торговых точках подсобные, административно-бытовые помещения, помещения для приема и хранения товара (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2010 N А26-4383/2009, от 07.07.2009 N А56-29285/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2007 N А33-19067/06-Ф02-4132/07 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 07.11.2007 N 14007/07), от 04.07.2007 N А33-18632/06-Ф02-4028/07 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.10.2007 N 14015/07), от 16.01.2008 N А33-9557/07-Ф02-9485/07, ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-3229/08-С3 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.11.2008 N 11442/08)).

А ФАС Северо-Западного округа дополнительно отметил отсутствие у налогоплательщика в такой ситуации каких-либо прав на магазин или павильон в целом как объект организации торговли (Постановления от 13.11.2008 N А52-603/2008, от 16.10.2008 N А42-650/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19.02.2009 N ВАС-950/09), от 31.07.2008 N А56-11845/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.10.2008 N 13868/08), от 15.05.2008 N А05-11651/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.08.2008 N 10148/08)).

Такая позиция представляется более обоснованной.

Добавим, что начиная с 2008 г. в тех случаях, когда используемая для торговли площадь превышает 5 кв. м, налогоплательщику, наоборот, выгоднее применять показатель "площадь торгового зала". Ведь при расчете физического показателя из площади торгового зала исключается площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ). Что же касается торговых мест, то для них исключение таких площадей из расчета физического показателя Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Примечание

Подробнее о порядке определения площади торгового зала и площади торгового места вы можете узнать в разд. 12.4.1 "Как определить площадь торгового зала - физический показатель при розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами (магазины, павильоны)" и разд. 12.5.2 "Как определить площадь торгового места - физический показатель при розничной торговле через объекты стационарной и нестационарной торговой сети без торговых залов".