logo
NALOGI / Путеводители октябрь 2011 / ЕНВД

10.2.2. Нужно ли при расчете енвд учитывать проезды, проходы, подъездные пути и иные площади, необходимые для деятельности стоянки (автостоянки)?

При расчете ЕНВД по услугам по предоставлению мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспорта на платной стоянке учитывается площадь автостоянки.

При этом у налогоплательщиков нередко возникает вопрос: следует ли включать в нее площадь проездов, подъездных дорог, площадь, занятую контрольно-пропускным пунктом, другими служебными помещениями, инженерной инфраструктурой, или иную площадь, не используемую под стояночные места для автотранспортных средств?

По этому вопросу высказался Конституционный Суд РФ. Он уточнил, что при расчете ЕНВД не учитывается только та площадь автостоянки, которая объективно не может быть использована налогоплательщиком (Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N 381-О-О).

Например, если часть предоставленного вам под автостоянку участка заболочена, вы не можете использовать ее ни под места для автомобилей, ни для других целей, связанных с функционированием стоянки.

А вот площадь, на которой вы установили контрольно-пропускной пункт, под места для автомобилей предоставляться не может, но при оказании услуг стоянки используется.

Таким образом, указанные выше площади следует включать в площадь автостоянки. Ведь проходы, проезды, подсобные помещения используются налогоплательщиками, непосредственно связаны с услугами автостоянки и без них эта деятельность невозможна.

Контролирующие органы также считают, что для исчисления ЕНВД не нужно исключать из расчета вспомогательные объекты, и предлагают учитывать ту площадь земельного участка, которая указана в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Такое мнение Минфин России высказывает, в частности, в отношении площади, занятой подъездными путями, контрольно-пропускными пунктами и объектами санитарного обслуживания стоянки (Письма от 29.06.2011 N 03-11-11/105, от 16.12.2009 N 03-11-06/3/296).

Отметим, что и до введения в Налоговый кодекс РФ определения площади стоянки Минфин России придерживался подобной позиции (Письма от 19.06.2006 N 03-11-04/3/293, от 31.01.2006 N 03-11-04/3/47).

В этом его поддерживают арбитражные суды, включая ВАС РФ. Примерами служат Постановления ФАС Дальневосточного округа от 29.09.2010 N Ф03-6384/2010, ФАС Московского округа от 05.10.2009 N КГ-А41/10084-09-П2, от 01.10.2009 N КА-А41/8774-09-А,Б (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.01.2010 N ВАС-17173/09), ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.06.2011 N А19-1119/10, от 17.11.2009 N А78-2194/2009, ФАС Поволжского округа от 07.10.2010 N А65-438/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.12.2010 N ВАС-16409/10), от 21.05.2010 N А12-23255/2009, от 15.09.2009 N А49-407/2009.

В частности, ФАС Центрального округа пришел к выводу о том, что из площади стоянки нельзя исключать площади, на которых ведутся временные работы, необходимые для нормального функционирования стоянки и хранения автомобилей на отведенных местах (Постановление от 29.07.2010 N А62-8735/2009).