logo
NALOGI / Путеводители октябрь 2011 / ЕНВД

1.1. Права представительных органов при введении режима енвд

Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ. Эта глава определила все элементы налогообложения ЕНВД:

- налогоплательщики (ст. 346.28 НК РФ);

- объект налогообложения (ст. 346.29 НК РФ);

- налоговая база (ст. 346.29 НК РФ);

- налоговый период (ст. 346.30 НК РФ);

- налоговая ставка (ст. 346.31 НК РФ);

- порядок и сроки уплаты налога (ст. 346.32 НК РФ).

При этом ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:

- представительные органы муниципальных районов;

- представительные органы городских округов;

- законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

Для того чтобы ввести на территории муниципального района или городского округа (а также в Москве и Санкт-Петербурге) систему налогообложения в виде ЕНВД, перечисленные выше органы должны принять соответствующий нормативный правовой акт. Если такой документ представительными органами местного самоуправления (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) <1> не принят, то на вверенной им территории система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

--------------------------------

<1> Далее для упрощения текста мы будем использовать единый термин "представительные органы". Под ним мы подразумеваем представительные органы муниципальных районов, представительные органы городских округов, а также законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, может получиться, что на территории одной области система налогообложения в виде ЕНВД введена только в нескольких муниципальных районах (городских округах), в остальных же она не применяется.

Теперь разберемся, какие полномочия есть у представительных органов при введении ЕНВД на своей территории.

Во-первых, представительные органы вправе определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД. Но делать они это могут только в рамках перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ (пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ). Это значит, что на местах ЕНВД может применяться в отношении как всех установленных Налоговым кодексом РФ видов "вмененной" деятельности, так и некоторых из них.

Кроме того, в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг представительные органы вправе самостоятельно определить перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату ЕНВД (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ).

Например, на территории муниципального района ЕНВД применяется в отношении двух видов деятельности по оказанию бытовых услуг:

- ремонта мебели;

- ремонта жилых домов, помещений и других построек.

Следовательно, иные бытовые услуги, оказываемые на территории муниципального района (например, услуги прачечных), ЕНВД облагаться не могут.

Во-вторых, при введении ЕНВД на своей территории представительные органы вправе установить значение коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности (пп. 3 п. 3 ст. 346.26 НК РФ).

Примечание

Подробнее о коэффициенте К2 вы можете узнать в разд. 3.2.4 "Корректирующий коэффициент базовой доходности К2. Установление значения К2 органами местного самоуправления".