logo
NALOGI / Путеводители октябрь 2011 / ЕНВД

9.1.2. Виды автотранспортных средств, в отношении которых оказываются услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке

Налоговый кодекс РФ не определяет понятие автотранспортных средств применительно к "вмененной" деятельности по их ремонту, техническому обслуживанию и мойке.

Дело в том, что определение транспортных средств в абз. 10 ст. 346.27 НК РФ используется только применительно к услугам по перевозке пассажиров и грузов.

Вместе с тем Минфин России разъясняет, что на ЕНВД переводятся услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке только тех автотранспортных средств, которые зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России (Письма от 02.07.2009 N 03-11-06/3/182, от 15.05.2009 N 03-11-06/3/134, от 09.12.2008 N 03-11-04/3/553, от 30.10.2008 N 03-11-04/3/491, от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489).

Так, в органах ГИБДД регистрируются автотранспортные средства (и прицепы к ним), которые предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и имеют максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч. Это следует из абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938.

Транспортные средства, которые относятся к внедорожному автотранспорту, регистрируются в органах Гостехнадзора (абз. 3 п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938). К ним относятся:

- тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее;

- транспортные средства, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

А вот ранее главное финансовое ведомство предлагало определять автотранспорт на основании Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ). В нем автотранспортные средства поименованы в классе "Автомобили" (код 15 3410000) подраздела "Средства транспортные" (код 15 0000000). Если транспорт к указанным кодам не относится, то его автотранспортным средством признать нельзя. Такая рекомендация была дана в Письмах Минфина России от 02.02.2007 N 03-11-04/3/29, от 17.01.2005 N 03-06-05-04/04.

Причем эта позиция Минфина России прослеживалась и по отношению к такому виду деятельности, подпадающему под ЕНВД, как перевозка пассажиров и грузов (см., например, Письма от 11.03.2008 N 03-11-04/3/111, от 31.01.2008 N 03-11-04/3/35).

Однако впоследствии чиновники разъяснили, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины в нем имеют значения, которые применяются в отраслях промышленности. И предложили определять категории транспортных средств на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами (Письмо Минфина России от 03.06.2008 N 03-11-02/63).

Хотя в указанном Письме речь идет о предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов, полагаем, что выводы в нем применимы и к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Таким образом, если следовать последним разъяснениям Минфина России, вы можете применять режим ЕНВД по рассматриваемому виду деятельности, только если производите ремонт, техническое обслуживание и мойку автотранспортных средств, которые зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России.

СИТУАЦИЯ: Переводятся ли на ЕНВД услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков?

Прежде всего отметим отсутствие официальных разъяснений действующего законодательства по данному вопросу.

Полагаем, что для его решения можно применить общий подход Минфина России в определении автотранспортных средств, ремонт, техническое обслуживание и мойка которых подпадают под ЕНВД.

Чиновники считают, что на ЕНВД могут переводиться услуги по ремонту и техническому обслуживанию тех прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, которые зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России. Об этом подробно рассказано в разд. 9.1.2 >>>

Напомним также, что в настоящее время применительно к рассматриваемой деятельности нельзя использовать определение транспортных средств, которое приведено в абз. 10 ст. 346.27 НК РФ. С 1 января 2009 г. оно распространяется только на "вмененные" услуги по перевозке пассажиров и грузов.

Однако ранее указанное определение использовалось в целом для применения гл. 26.3 НК РФ (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Причем прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски были из данного определения исключены.

Очевидно, из этого исходил Минфин России в 2008 г., разъясняя, что услуги по ремонту и техническому обслуживанию прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков под ЕНВД не подпадают (Письмо от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489). При этом чиновники не привели развернутого обоснования своей позиции.

В связи с изложенным рекомендуем вам дополнительно проконсультироваться в своей налоговой инспекции.

СИТУАЦИЯ: Переводятся ли на ЕНВД услуги по ремонту и техническому обслуживанию мотоциклов, мотоприцепов, мопедов, мотороллеров?

По мнению Минфина России, услуги по ремонту и техническому обслуживанию мотоциклов облагаются ЕНВД, поскольку указаны в ОКУН под кодом 017501 "Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, мотоколясок и мотоприцепов". То есть они входят в подгруппу "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (код 017000 ОКУН) (Письмо от 16.07.2009 N 03-11-09/250).

Полагаем, что указанные разъяснения можно распространить и на услуги по ремонту и техническому обслуживанию мотоколясок, мотоприцепов, а также мотороллеров (код 017504 ОКУН).

Обратите внимание, что до этого в одном из писем чиновники высказывали противоположную позицию. Они разъясняли, что доходы от оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов не подпадают под ЕНВД (Письмо Минфина России от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489).

Отдельно рассмотрим ситуацию с мопедами. Если следовать логике финансового ведомства, то услуги по ремонту и техническому обслуживанию мопедов под ЕНВД не подпадают.

Как уже было сказано выше, Минфин России исходит из того, что на ЕНВД переводятся услуги в отношении тех автотранспортных средств, которые регистрируются в ГИБДД. Такие автомототранспортные средства должны иметь максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч (абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938).

К мопедам же причислены двух- или трехколесные транспортные средства с двигателем не более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч (п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).

Таким образом, мопеды не подлежат регистрации в органах ГИБДД.

Примечание

Подробнее о видах автотранспорта, при обслуживании которого применяется ЕНВД, читайте в разд. 9.1.2 "Виды автотранспортных средств, в отношении которых оказываются услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке".

СИТУАЦИЯ: Переводятся ли на ЕНВД услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей - тягачей седельных?

Для решения вопроса о возможности применения режима ЕНВД к услугам по ремонту и техническому обслуживанию прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков целесообразно применить общий подход, которого придерживается Минфин России по таким услугам.

Суть его заключается в том, что на ЕНВД переводятся услуги по ремонту и техническому обслуживанию техники, которая зарегистрирована в органах ГИБДД МВД России. Об этом подробно рассказано в разд. 9.1.2 >>>

Аналогичную позицию Минфин России высказал и в отношении автомобилей - тягачей седельных (Письмо от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489).

Таким образом, если автомобили - тягачи седельные, которые вы ремонтируете и обслуживаете, зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России, то ваша деятельность подпадает под режим ЕНВД.